Правильная установка светодиодных ламп в фары. Законна ли установка светодиодных ламп в фары? Светодиодные лампы, которые «можно» ставить в фары головного света

Если старый советский светильник с люминесцентными лампами дневного света типа ЛБ-40, ЛБ-80 вышел из строя, или вам надоело менять в нем стартера, утилизировать сами лампы (а просто так выкидывать их в мусорку уже давно нельзя), то его с легкостью можно переделать в светодиодный.

Самое главное, что у люминесцентных и светодиодных ламп одинаковые цоколи – G13. Никакая модернизация корпуса в отличие от других видов штырьковых контактов не потребуется.

  • G- означает, что в качестве контактов используются штырьки
  • 13 – это расстояние в миллиметрах между этими штырями

Преимущества переделки

При этом вы получите:


  • большую освещенность
  • меньшие потери (почти половина полезной энергии в люминесцентных светильниках может теряться в дросселе)
  • отсутствие вибрации и противного звука дребезжания от балластного дросселя

Правда, в более современных моделях, уже используется электронный балласт. В них повысился КПД (90% и более), исчез шум, но расход энергии и световой поток остались на прежнем уровне.

Например, новые модели таких ЛПО и ЛВО часто используются для потолков Armstrong. Вот примерное сравнение их эффективности:

Еще одно преимущество светодиодных – есть модели рассчитанные на напряжение питания от 85В до 265В. Для люминесцентного нужно 220В или близко к этому.

Для таких Led, даже если напряжение в сети у вас слабое или завышенное, они будут запускаться и светить без нареканий.

Светильники с электромагнитным ПРА

На что нужно обратить внимание при переделке простых люминесцентных светильников в светодиодные? Прежде всего на его конструкцию.

Если у вас простой светильник старого советского образца со стартерами и обыкновенным (не электронным ПРА) дросселем, то фактически и модернизировать ничего не надо.

Просто вытаскиваете стартер, подбираете под габаритный размер новую светодиодную лампу, вставляете ее в корпус и наслаждаетесь более ярким и экономным освещением.


Если стартер из схемы не убрать, то при замене лампы ЛБ на светодиодную, можно создать короткое замыкание.

Дроссель же демонтировать не обязательно. У светодиодной, потребляемый ток будет в пределах 0.12А-0.16А, а у балласта рабочий ток в таких старых светильниках 0.37А-0.43А, в зависимости от мощности. Фактически он будет выполнять роль обыкновенной перемычки.

После всей переделки светильник у вас остается тот же самый. На потолке не нужно менять крепление, а сгоревшие лампы не придется более утилизировать и искать специальные контейнеры для них.

Для таких ламп не нужны отдельные драйвера и блоки питания, так как они уже идут встроенными внутри корпуса.

Главное, запомнить основную особенность – у светодиодных, два штырьковых контакта на цоколе, жестко соединены между собой.

А у люминесцентной они соединены нитью накала. Когда она раскаляется, происходит зажигание паров ртути.

В моделях с электронным ПРА нить накала не используется и промежуток между контактами пробивается импульсом высокого напряжения.

Самые распространенные размеры таких трубок:

  • 300мм (используется в настольных светильниках)


  • 900мм и 1200мм

Чем больше их длина, тем ярче свечение.

Переделка светильника с электронным ПРА

Если же у вас модель более современная, без стартера, с электронным дросселем ЭПРА (электронный пускорегулирующий аппарат), то здесь придется немного повозиться с изменением схемы.

Что находится внутри светильника до переделки:

  • дроссель
  • провода
  • контактные колодки-патроны по бокам корпуса

Дроссель это то, что нужно будет выкинуть в первую очередь. Без него вся конструкция существенно потеряет в весе. Откручиваете крепежные винты или высверливаете заклепки в зависимости от крепежа.

Затем отсоединяете питающие провода. Для этого может понадобиться отвертка с узким жалом.

Можно данные проводки и просто перекусить пассатижами.

Схема подключения двух ламп отличается, на светодиодной все выполнено гораздо проще:

Главная задача которую нужно решить – это подать 220В на разные концы лампы. То есть, фазу на один вывод (например правый), а ноль на другой (левый).

Ранее говорилось, что у светодиодной лампы оба штырьковых контакта внутри цоколя, соединены между собой перемычкой. Поэтому здесь нельзя как в люминесцентной, подать между ними 220В.

Чтобы убедиться в этом, воспользуйтесь мультиметром. Установите его в режим измерения сопротивления, и касаясь измерительными щупами двух выводов произведите замер.

На табло должны высветиться такие же значения, как и при замыкании щупов между собой, т.е. нулевые или близкие к нему (с учетом сопротивления самих щупов).

У лампы дневного света, между двумя выводами с каждой стороны, есть сопротивление нити накала, которая после подачи напряжения 220V через нее, разогревается и ”запускает” лампу.

  • без демонтажа патронов
  • с демонтажем и установкой перемычек через их контакты

Без демонтажа

Самый простой способ это без демонтажа, но придется докупить пару зажимов Wago.
Выкусываете вообще все провода подходящие к патрону на расстоянии 10-15мм или более. Далее заводите их в один и тот же зажим Ваго.

Тоже самое проделываете с другой стороной светильника. Если у клеммника wago недостаточно контактов, придется использовать 2 шт.

После этого, все что остается – подать в зажим на одну сторону фазу, а на другую ноль.

Нет Ваго, просто скручиваете провода под колпачок СИЗ. При таком методе, вам не нужно разбираться с существующей схемой, с перемычками, лезть в контакты патронов и т.п.

С демонтажем патронов и установкой перемычек

Другой метод более скрупулезный, зато не требует никаких лишних затрат.

Снимаете боковые крышки со светильника. Делать это нужно осторожно, т.к. в современных изделиях защелки сделаны из хрупкой и ломкой пластмассы.

После чего, можно демонтировать контактные патроны. Внутри них расположены два контакта, которые изолированы друг от друга.

Такие патроны могут быть нескольких разновидностей:

Все они одинаково подходят для ламп с цоколем G13. Внутри них могут быть пружинки.

В первую очередь они нужны не для лучшего контакта, а для того, чтобы лампа не выпадала из него. Плюс за счет пружин, идет некоторая компенсация размера длины. Так как с точность до миллиметра, изготовить одинаковыми лампы не всегда получается.

К каждому патрону подходят два провода питания. Чаще всего, они крепятся путем защелкивания в специальных без винтовых контактах.

Проворачиваете их по часовой и против часовой стрелки, и приложив усилие вытаскиваете наружу один из них.

Как уже говорилось выше, контакты внутри разъема изолированы друг от друга. И демонтируя один из проводков, вы фактически оставляете не удел одно контактное гнездо.

Весь ток теперь будет течь через другой контакт. Конечно, все будет работать и на одном, но если вы делаете светильник для себя, имеет смысл немного усовершенствовать конструкцию, поставив перемычку.

Благодаря ей, вам не придется ловить контакт, проворачивая светодиодную лампу по сторонам. Двойной разъем обеспечит надежное соединение.

Перемычку можно сделать из лишних проводов питания самой лампы, которые у вас обязательно останутся в результате переделки.

Тестером проверяете, что после монтажа перемычки, между ранее изолированными разъемами есть цепь. То же самое проделываете со вторым втычным контактом на другой стороне светильника.

Главное проследить, чтобы оставшийся провод питания был уже не фазным, а нулевым. Остальное выкусываете.

Люминесцентные светильники на две, четыре и более ламп

Если светильник у вас двухламповый, лучше всего к каждому разъему подавать напряжение отдельными проводниками.

При монтаже простой перемычки между двух и более патронов, конструкция будет иметь существенный недостаток.

Вторая лампа будет светиться, только при условии, что первая установлена на свое место. Уберете ее, и тут же погаснет и другая.

Питающие проводники должны сходиться на клеммную колодку, где поочередно у вас будет подключены:

Светодиоды в фарах имеют сильный световой поток и длительный срок эксплуатации. Они позволяют значительно сэкономить на энергии, а срок их использования может достигать 7—10 лет.

Ведущие автомобильные бренды не могут оставаться в стороне инноваций. Мало того, они их интенсивно внедряют. Не стали исключением и светодиоды в фары. Первой компанией, которая использовала их в серийных автомобилях, была «Ауди». Слегка синеватый оттенок света придал новой серии машин футуристический вид, сделав их хитом продаж.

Поначалу светодиоды в фары устанавливались только в дорогих машинах премиум-класса. Но времена меняются и теперь можно встретить данный тип освещения даже в бюджетных автомобилях. Правда, ради справедливости стоит заметить, что в большинстве случаев эта функция опциональная и за неё придётся доплатить.

Если же у вас старая «лада» или «форд» девяностых годов, то установкой светодиодов в фары придётся заняться самостоятельно. К счастью, процесс монтажа не отличается особой сложностью. К тому же необходимый для этого набор инструментов можно найти в каждом гараже.

Что собой представляет головной свет автомобиля

Перед тем как начать установку светодиодов в фары, нужно разобраться с самим понятием головного света. По факту это целый комплекс, в который входят:

  • огни дневного света,
  • ближний и дальний свет,
  • всепогодные огни.

Одни водители решаются на замену лишь одной группы фар на светодиоды, другие же полностью меняют головной свет в надежде добиться большей безопасности, экономии и надёжности.

Именно на пункте целесообразности при установке светодиодов в фары нужно остановиться более подробно. Итак, данная технология позволяет значительно сэкономить на электроэнергии. Это автоматически увеличивает период работы аккумулятора и снижает потребление бензина. Безусловно, разница не будет сильно заметной, но если считать в тысячах километров, то экономия получится впечатляющая.

В первую очередь водители устанавливают светодиоды в дневных фарах. Дело в том, что данные фары работают практически всегда и менять постоянно лампочки, выбрасывая на это тысячи рублей нет ни у кого желания. К тому же надёжные европейские лампы со сроком эксплуатации в один год стоят очень недёшево.

Установка светодиодов в фары ближнего и дальнего света также имеет смысл. При возможности, рекомендуется провести полную модернизацию, устанавливая светодиоды во всём комплексе головного света.

Плюсы и минусы светодиодов

Каждая технология имеет свои плюсы и минусы. Не стали исключением и светодиоды, к явным достоинствам оборудования можно причислить:

  • Свет, излучаемый светодиодами максимально приближен к естественному.
  • Светодиодные лампы активируются мгновенно и сразу же работают в полную мощность.
  • В составе светильников нет вредных веществ вроде ртути и других химических соединений, наносящих вред окружающей среде.
  • Если брать во внимание срок эксплуатации светодиодов для фар, то их приобретение является крайне выгодным.
  • Повышается безопасность на дороге из-за более качественного освещения.
  • Светодиоды абсолютно не чувствительны к вибрациям из-за отсутствия нити накаливания.
  • Светодиоды для фар обладают стойкостью к высоким и низким температурам, а также имеют низкое электропотребление.

На первый взгляд плюсы светодиодов в фарах более чем значительные, но есть и недостатки. Во-первых, световым элементам нужна точная настройка и калибровка. В противном случае сильно возрастает риск аварии. Во-вторых, если при установке вы используете неоригинальные светодиоды, то вам понадобится отдельная страховка на них.

При правильном подходе недостатки светодиодов в фарах можно полностью нивелировать. Достаточно купить оригинальные запчасти и потратить немного времени на точную настройку.

Ещё одним важным достоинством светодиодов в фарах являются широкие возможности их использования и эстетичный внешний вид. Вы можете выбрать какой угодно цвет элементов, тем самым сделав свою машину неповторимой. Топовой подсветкой считается синий и зелёный свет.

Как устроены светодиодные фары

Устройство светодиодных фар в корне отличается от галогенных. Множество мелких деталей обеспечивает современной технике тактические и стратегические преимущества перед устаревшими аналогами.

Если выбрать три основных отличия конструкции светодиодных фар от галогенных — то это наличие линзы, системы охлаждения и отражателя. Дело в том, что светодиод помимо яркого света с характерным голубоватым оттенком (стандартная модификация) излучает большое количество тепла.

При учёте, что в длинных поездках фарам со светодиодами приходится работать по 10—12 часов без перерыва — хорошая система охлаждения просто необходима. Вначале производители автомобилей пытались устанавливать радиаторы, но подобное решение было крайне нерентабельным.

Для обеспечения хорошего охлаждения при помощи радиатора нужно много свободной площади, которой просто нет. Сделаем простой расчёт. Светодиод излучает порядка 20 Ватт. Подобная мощность создаёт светопоток в 1500 Люменов. Для эффективного охлаждения необходимо минимум полторы сотни квадратных сантиметров площади. Впечатляющая цифра, не правда ли?

Важно! Выход был найден в виде довольно мощных кулеров, обеспечивающих нужный тепловой режим.

Отдельно нужно рассказать об особенностях направления света светодиодами в фарах. Уникальность светодиодной лампы заключается в том, что лучи направляются в разные стороны. Главная же задача линзы сфокусировать их в один поток и направить в нужную сторону.

Ради сравнения, рассмотрим принцип работы галогенной лампы. В конструкции есть два отражателя. Один направляет свет на другой, и тот, отбившись, освещает дальние и близкие объекты.

Светодиоды в фарах ближнего света

Целесообразность установки светодиодов в фары ближнего света зависит от правильного подбора оборудования. Оно должно обеспечивать нужный поток света и идеально вписываться в основную конструкцию.

К тому же необходимо всё правильно обустроить. Во-первых, нужно позаботиться о замене отражателя и линзы. Во-вторых, сделать тонкую подстройку. В-третьих, не стоит экономить на мощности. Для светодиодов в фары ближнего света нужны лампы, мощностью не менее 20 Вт.

Внимание! Для ходовых огней достаточно светодиодного оборудования, рассчитанного на 3—12 Вт.

Установка

Много новых машин продаются со светодиодами в фарах, и водители всё чаще задумываются о приобретении таких же устройств и себе. Это и неудивительно, ведь список преимуществ оборудования более чем внушительный. Вот только чтобы установка прошла успешно — нужно чётко следовать инструкциям и соблюдать правила безопасности.

Что нужно для установки светодиодов в фары

Существует множество методик установки светодиодов в фары. Неудивительно, что список необходимых инструментов постоянно меняется. Но если выбирать наиболее простой и эффективный алгоритм, то вам понадобится:

  • паяльник,
  • герметик,
  • проволока,
  • дрель,
  • краска,
  • изолента,
  • маркер.

Также нужно запастись схемой проводки автомобиля. Это позволит не только быстро найти нужный контакт, но и предотвратит саму возможность несчастного случая от удара электричеством.

Общий алгоритм установки

Чтобы установка светодиодов в фары прошла без каких-либо сложностей лучше всего проводить её в гараже при хорошем освещении. Сам процесс состоит из таких этапов:

  1. На первом этапе аккуратно демонтируйте фары и положите их на стол.
  2. Разогрейте скрепляющую прослойку феном и осуществите демонтаж.
  3. Световые отражатели нужно окрасить в чёрный цвет. Это позволит защитить едущих навстречу водителей от слепящего света. В противном случае ваши фары могут привести к ДТП.
  4. Возьмите маркер и наметьте места для установки диодов.
  5. При помощи дрели просверлите аккуратные отверстия.
  6. Осуществите соединение диодов с резисторами. Это поможет избежать короткого замыкания и защитит проводку от возможного перегорания.
  7. Подключите оборудование и установите всё обратно. Закрепите деталь проволокой, что должна быть в вашем инвентаре.
  8. Перед тем как заливать фару со светодиодами герметиком — проверьте работоспособность всей системы. Если что-то не работает, осуществите переподключение.

После того как светодиоды в фары установлены, сделайте ещё несколько тестовых проверок и только после этого выезжайте на дорогу.

Установка дневных ходовых огней

Снимите переднюю решётку автомобиля и вырежьте несколько отверстий для ламп. Сгладьте плавники радиатора. В качестве фиксатора можно использовать простой клей. Светодиоды для фар практически ничего не весят, поэтому клея будет более чем достаточно.

В качестве источника питания используйте провода в бампере. После окончания монтажа позаботьтесь о шлейфах. Согласно правилам безопасности их нужно надёжно закрепить. Идеальным вариантом является подключение подачи энергии прямо от аккумулятора.

Важно! За автоматическую работу светодиодов в фарах дневных ходовых огней отвечает реле.

Итоги

С каждым годом светодиоды в фары устанавливает всё большее количество водителей. Это позволяет экономить на бензине, а также обеспечивает повышенную безопасность на дороге. Самым же главным достоинством оборудования является его долговечность. Один диод может прослужить порядка 10 лет. Установка не является особенно сложным процессом и под силу каждому автовладельцу.

Многие водители делают тюнинг автомобилей, меняя штатные лампы в фарах ближнего света на светодиодные. Осуществляется это с целью экономии и улучшения характеристик в эксплуатации оптики. Но в ряде случаев такая модернизация автомобиля может быть незаконной и повлечь за собой штраф за светодиодные лампы ближнего света в соответствии с КоАП. Собственно LED светотехника не является правонарушением. Наказание влечет несоответствие изменений заводским характеристикам оптики автомобиля.

Производители автомобилей используют различные виды фар в заводской комплектации:

  • галогеновые;
  • ксеноновые;
  • светодиодные.

Галогеновые фары – наиболее распространенный вид автомобильной оптики. Галогеновые оптические приборы используются для режима дальнего и ближнего света. Резерв работы – 500-1500 часов, мощность светового потока – 1500-2100 люмен.

Ксеноновые лампы отличаются более сложной конструкцией, имеют качественный отражатель и обладают хорошей фокусировкой. Могут быть моноксеноновыми и биксеноновыми. Резерв работы – до 4000 часов, мощность светового потока – до 3200 люмен.

Светодиодные фары – современный вид светотехники, способный выдавать мощный поток белого света мощностью до 6000 Кельвинов. Резерв работы – 5000-10000 часов. Это самые яркие, мощные и долговечные фары.

Современные LED-фары устанавливают в некоторых иномарках последнего поколения – Porsche, Audi, Lexus. Если у вас одна из таких моделей, то LED-лампы в оптике соответствует штатной комплектации. Но если в заводской комплектации предполагаются галогеновые или ксеноновые фары, то становится очевиден ответ на вопрос: можно ли ездить со светодиодными лампами? Если вы меняете что-либо в своем автомобиле без соответствия техническим параметрам, установленным производителем, то это является нарушением техники безопасности эксплуатации транспортного средства. Те же последствия влечет за собой .

Заблуждения многих водителей

Многие водители заблуждаются, думая, что имеют право самостоятельно менять лампы в оптике своего автомобиля. Следует понимать, что светодиодные фары и светодиодные лампы – это не тождественные понятия. Несмотря на то, что производители выпускают LED-лампы с цоколем, подходящим для установки в штатных фарах, это не делает замену обычных галогеновых или ксеноновых светотехнических приборов на LED законной. Заводские светодиодные фары оснащены штатной проекционной линзой, предназначенной для данного источника света.

Поэтому установка светодиодных ламп в ПТФ влечет штраф в соответствии с , в которой идет речь о несоответствии требованиий к транспортным средствам к эксплуатации и требованиям БДД.

5-KoAP-1.docx

Штраф за установку LED-ламп

Штраф за диодные лампочки в фарах, не соответствующие заводской комплектации оптики, составляет 500 рублей. То же самое последствие будет в любом другом случае несоответствия технических параметров оптики штатной комплектации (например, при замене галогеновых ламп на ксеноновые или установке ксеноновой оптики на светодиодную). За светодиодные лампочки ближнего света штрафуют только в том случае, если они не отвечают предусмотренной производителем ТС эксплуатационной документации или не получили подтверждение соответствия в составе транспортного средства.

Когда могут лишить прав

Лишение прав за светодиодные лампы возможно только в том случае, если самостоятельная замена каким-либо образом влияет на функционирование оптических проборов – меняет количество, цвет по ГОСТу или режим работы. Все это отвечает требованиям 3 статьи 12.5 КоАП. Но на практике вопрос проверки и фиксации нарушения спорный, т.к. процедура требует соответствующего оборудования, которое есть далеко не на всех постах дорожной полиции.

Методы проверки фар сотрудниками ГИБДД

Проверить LED-лампы для автомобиля на месте сотрудники ГИБДД могут только визуально, или сверив их с технической документацией к автомобилю. Для более точного установления параметров лампы требуется специальный плоский экран с белым матовым покрытием и приспособление, фиксирующее взаимное расположение экрана и ТС для измерения показателей света.

Поэтому на практике встречается довольно редко, т.к. для протокола сотруднику ДПС требуются более веского основания. Обычно они ограничиваются словесным предупреждением или штрафом. В последнем случае позволит уточнить основания для предписания и при необходимости оспорить его в суде.

Легализация светодиодных ламп на авто

Относительно головного освещения автомобиля ходит огромное количество легенд, связанных с тем, что лед лампы для авто - это более дешевый, а главное легальный аналог ксенону. С одной стороны, конечно же, светодиодное освещение набирает сегодня популярность и сейчас большинство автолюбителей предпочитают такие световые элементы галогенкам и совсем устаревшим лампам накаливания. С другой - лед лампочки не дают ожидаемого результата, плохо светят, лопаются и слепят встречных водителей. Чтобы докопаться до истины сначала обратимся к букве закона и определимся, разрешены ли светодиодные лампы ближнего света.

Можно ли по закону устанавливать светодиодные лампы ближнего света

Для начала стоит заглянуть в ГОСТ Р 51709-2001 и найти там пункт 4.3.1 где говорится о том, что при эксплуатации АТС количество и цвет внешних световых приборов должны отвечать требованиям ГОСТ 8769. Далее, в этом же пункте приводится перечень фар:

  1. C – фары для ламп накаливания;
  2. D – для газоразрядных элементов;
  3. H – для галогенок и накаливания.

Автомобильные диодные лампы при этом не упоминаются. Из чего можно сделать закономерный вывод, что сотрудник ГАИ может смело сослаться на этот пункт и предъявить водителю обвинения. Это означает что если на блок-фаре указана та или иная буква, то такие элементы туда и должны быть установлены.

Полезно! Если посмотреть пункт 3.4 главы 3 «Перечня неисправностей» вы найдете информацию о том, что к неисправности относятся отсутствующие рассеиватели света, а также лампы, которые не соответствуют типу светового прибора.

Единственный случай, когда по закону допускается использование светодиодной оптики - если она была установлена на заводе изготовителя головного освещения автомобиля. Причем светодиодный «узел» представляет собой не привычную лампу с цоколем H1, H4 или H7, а матрицу на специальной подложке. Матрица в этом случае - это источник света, который перераспределяется под действием отражателей и линз.

Конечно, сегодня на рынке можно встретить светодиодные лампы ближнего света для автомобиля в цоколе H1, H4 и H7, но это продукция китайских кооперативов.

Полезно! Если зайти на официальные сайты лучших на сегодня производителей ламп для автомобиля: Philips, Osram, то вы заметите что в перечне изделий для головного света нет светодиодных элементов.

Продолжая рассуждать, стоит ли устанавливать диодные лампы 12 вольт для авто, наглядно разберем факты и цифры.

Почему светодиодные лампы не подходят для ближнего света

Для примера возьмем хороший светодиод 3W со световым потоком порядка 210-240 Л (Люмен). Учитывая ток в 700 мА охлаждение для этого элемента должно составить 70-80 градусов рабочей температуры кристалла. Исходя из этого, делаем вывод, что в месте соприкосновения светодиода и радиатора температура не может быть выше 50-60 градусов при температуре воздуха не ниже +20 градусов.

Дальше вычисляем площадь радиатора, которая нам потребуется для одного светодиода и получаем приблизительно 15-20 см 2 для алюминиевого радиатора и 20-25 см 2 для силуминового. Если корпус с радиатором закрыт внутри и естественная конвекция воздуха отсутствует, то площадь придется увеличить на 15-20%.

Полезно! Световой поток галогенок (для сравнения) составляет 1500-1650 Л, приходящихся на одну фару, а если речь идет о заводском ксеноне, то это значение возрастает до 2 300 Л.

Соответственно чтобы использовать автомобильные лед лампы и они были сравнимы с галогенками, вам понадобится по 8 светодиодов для каждой фары. Для того чтобы охладить такое количество световых элементов понадобится приблизительно 160 см 2 .

Идем дальше, ведь остаются еще линзы и пучок света, которые будет проблематично сфокусировать. Это происходит из-за того, что рефлекторы фар совершенно не приспособлены для диодов. Однако кое-как настроить их все же можно.

На десерт остаются линзы, то есть вторичная оптика, которая тоже требует пространства. В конечном счете, чтобы установить двухконтактные светодиодные лампы для авто или одноконтактные элементы вам потребует поломать голову как впихнуть в фару довольно габаритную конструкцию.

Как видите, использование диодных ламп для ближнего света - это не самая лучшая идея. Однако, есть умельцы, которые утверждают, что сэкономить можно, сделав осветительные элементы самостоятельно.

Есть ли смысл делать самому

В первую очередь стоит сказать что несмотря на то, что форумы пестрят различными ноу-хау от «бывалых», похвастаться такой самодельной конструкцией, которая бы отработала год в условиях холодной зимы и жаркого лета, некому. Но даже если и нашлись уникумы, которые смогли произвести все расчеты правильно и учесть все нюансы эксплуатации диодных ламп в головном свете, то сколько за это придется заплатить? Давайте считать:

  • Радиатор обойдется как минимум в 2 000 рублей, скорее всего к нему потребуется вентилятор, который стоит чуть дороже, от 2 500 рублей.
  • 2 стабилизатора - это еще 400 рублей.
  • 2 драйвера (можно ШИМ) - 500 рублей.
  • По 8 светодиодов на каждую фару - как минимум 1 600 рублей.
  • На оптику для диодов уйдет еще 500 рублей.

Итого, 7 500 рублей на довольно сомнительный проект. И это еще без учета переработки фары, которая обязательно потребуется под самодельную конструкцию. Кроме этого, даже если вы решите все проблемы связанные с тем как уместить оптику, открытым останется вопрос фокусировки пучка света и системы охлаждения.

В заключении

Большинство недобросовестных производителей обязательно расскажут вам, какие светодиодные лампы лучше для авто, но если бы они действительно существовали для ближнего света, то наверняка они бы уже давно были в продаже у таких «монстров» как Philips. Светодиодное освещение бесспорно отличается огромным количеством преимуществ и вытесняет все остальные лампы, но для ближнего света фар оно совершенно не подходит. А лед лампочки с немыслимым световым потоком - это не что иное, как элементарный рекламный ход.

Когда я задумал делать ремонт в прихожей, то одним из первых возникших вопросов был вопрос о выборе вида отделки потолка и какие установить потолочные светильники. Имея многолетний опыт эксплуатации натяжного потолка в ванной комнате и гостиной из ПВХ, долго выбирать вид потолка не пришлось. Решил установить натяжной потолок из ПВХ , благодаря многочисленным его преимуществам, по сравнению с другими видами отделки потолка.

О потолочных светильниках пришлось немного подумать. С одной стороны хотелось установить современные светодиодные точечные потолочные светильники, а с другой стороны в прихожей висел самодельный комплект светильников люстра и бра , сделанные своими руками. Они мне нравились, и расставаться ни с люстрой, ни с бра совсем не хотелось.

В конечном итоге было найдено компромиссное решение, люстру и бра у входа в прихожую оставить висеть на прежних местах, а в коридоре прихожей, где на стене висел одноламповый светильник, установить встраиваемые в натяжной потолок точечные светильники.

Прежде, чем устанавливать натяжной потолок, необходимо проложить электропроводку, а чтобы проложить провода необходимо разработать электрическую схему, исходя из вида и количества светильников, типа лампочек и их мощности.

Выбор типа лампочки для встраиваемого потолочного светильника

Прежде, чем приобретать встраиваемый в подвесной потолок светильник, необходимо выбрать тип лампочек и определить необходимое их количество, обеспечивающее достаточную освещенность помещения. В настоящее время для установки в потолочные встраиваемые светильники применяют четыре вида ламп: накаливания, галогеновые, компактные (их еще называют энергосберегающими или лампами дневного света) и светодиодные. Каждый тип лампочек имеет свои достоинства и недостатки, в дополнение влияет на минимальное расстояние между горизонтом установки подвесного потолка и стационарного, что в помещениях с невысокими потолками является определяющим фактором.

Воспользовавшись ниже представленной таблицей, Вы без труда сможете сделать оптимальный выбор типа лампочек для подвесного потолка, исходя из своих требований и граничных условий.

Таблица для выбора типа лампочек для встраиваемых в подвесной потолок светильников
Технические параметры Тип ламп
Накаливания Галогеновая Энергосберегающая Светодиодная
Минимальное расстояние между основным и подвесным потолками*, см 10-12 5-6 10-12 5-6
Напряжение питания, В 220 12, 220 220 12, 220
Световой поток*, Лм/Вт 10-15 15-20 50-70 80-120
Максимальная мощность*, Вт 40 40 40 7
Цветовая температура, °K 2700 3000 2700, 3300, 4200, 5100, 6400 2700, 3300, 4200, 5100
Срок службы*, час 1000 4000 8000 70000
Цена Очень низкая Низкая Средняя Высокая

Технические параметры, помеченные *, могут отличаться в большую или меньшую сторону в зависимости от конструкции светильника и лампочки, мощности лампочки, производителя, вида подвесного потолка. Например, натяжные потолки из ПВХ боятся нагрева более 60°С, этим и ограничивается допустимая мощность лампочек во встраиваемых светильниках.

Следует отметить, что галогеновые лампы, рассчитанные на напряжение питания 12 В, так и 220 В, очень чувствительны к превышению питающего напряжения и от этого часто перегорают. Для галогеновых ламп на 12 В необходим понижающий трансформатор или блок питания (адаптер), для которого нужно не забыть, в случае установки подвесного потолка без доступа в межпотолочное пространство, предусмотреть специальное место на стене.

Более подробную информацию о лампах накаливания и галогеновых , энергосберегающих , светодиодных Вы можете получить, посетив специально посвященные им страницы сайта.

Расчет мощности и количества светильников

Мощность светильников зависит от размеров помещения (площади, высоты и формы), цвета стен и мебели, назначения комнаты и предпочтений хозяина. Кто-то любит яркий свет, а кому-то по душе теплый, рассеянный свет небольшой яркости.

Точный расчет мощности и количества светильников, с учетом всех факторов выполнить практически невозможно. Для оценочного расчета можно воспользоваться данными по освещенности, представленными в таблице, благодаря которым, с учетом светового потока, зависящего от типа лампочки, можно определить, сколько и какой мощности нужно установить в помещении светильников, в зависимости от его вида.

Таблица для расчета мощности и количества светильников в зависимости от вида помещения
Вид помещения Мощность, необходимая для освещения 1м 2 площади помещения
в зависимости от типа лампы
Накаливания Галогеновая Энергосберегающая Светодиодная
Детская 40 30 10 5
Кухня 30 25 7 4
Гостиная, ванная, санузел 25 20 6 3
Спальня, прихожая, коридор 20 15 5 2
Подсобные помещения 10 7 2 1

Рассмотрим пример расчета, который я делал для коридора прихожей. Планировалась установка светодиодных потолочных точечных светильников. Форма коридора представляет собой букву Т с площадями участков 2,8 м 2 и 4,5 м 2 . Общая площадь коридора составляла 7,3 м 2 . Вычислим необходимую мощность светильников 7,3×2=15,6 Вт. Так как высота потолков составляла 2,75 м и стены планировалось покрасить в цвет крем-брюле, с учетом сложной формы коридора, то оптимальным решением будет установка четырех потолочных точечных светильников с установленными в них светодиодными лампами с небольшим запасом, мощностью 5,5 Вт, напряжением питания 220 В со штыревым цоколем GU5,3. Штыревой цоколь для подвесных потолков хорош тем, что имеет малые габариты, что важно при небольшом по высоте межпотолочном пространстве.


На стенах в коридоре до ремонта висели картинки художников, которые планировалось после окончания ремонта оставить на прежних местах. Поэтому, для неискаженной цветопередачи были выбраны светодиодные лампы белого света, цветовой температуры 4000 К. Если Вам нужен теплый свет, то следует выбирать лампу цветовой температуры 2700 К.

Надо заметить, что встраиваемые потолочные светильники в помещениях использовать в качестве единственного источника освещения не всегда целесообразно. Гораздо лучший результат можно получить применением дополнительно настенных светильников или настольных ламп в зоне работы или отдыха. В таком случае мощность ламп в потолочных светильниках можно уменьшить.

При наличии светильников локального освещения вполне возможно полностью отказаться от встраиваемых в подвесной потолок светильников, заменив их подсветкой потолка светодиодной лентой . Так что при решении вопроса освещения помещений квартиры есть, где развернуться творческой фантазии.

Выбор провода для электропроводки точечных светильников

Для прокладки электропроводки питания четырех выбранных светильников суммарной мощностью 22 Вт подойдет любой электропровод, в двойной изоляции, предназначенный для прокладки электропроводки. Лучше всего подходит медный многожильный двойной соединительный провод, например типа ПВС 2×0,75. О сечении жил провода можно не задумываться, так как максимальный ток не будет превышать 0,1 А.

При использовании в потолочных светильниках галогеновых ламп на 12 В сечение провода нужно обязательно рассчитать. Одна такая лампочка мощностью 60 Вт потребляет ток 5 А. А если для освещения понадобится десять лампочек, то ток потребления составит 50 А.

Выбор и устройство встраиваемого точечного потолочного светильника

Ассортимент встраиваемых потолочных светильников в любом магазине светотехники огромен, но устроены они все одинаково и отличается только видом отделки корпуса и дополнительными украшениями. В некоторых моделях встраиваемых светильников предусмотрена возможность в небольших пределах изменять направление светового потока.

Так как мне нужно было осветить коридор, то выбор пал на самый простой вид встраиваемого светильника, в комплекте которого был еще и цокольный патрон.


Любой встраиваемый потолочный светильник состоит из корпуса, представляющего собой фигурное профильное кольцо с площадками для крепления двух пружин с ушками. В зависимости от типа и мощности лампочек, корпуса светильников бывает разного диаметра и в них может отсутствовать, как у светильника на фотографии выше, или установлен электрический патрон, как правило, Е14.


Особое место занимают светодиодные потолочные точечные светильники, в которых светодиоды установлены непосредственно в корпусе на печатной плате.


Лампочку в таком светильнике уже не заменить и в случае выхода его из строя придется менять светильник целиком или искать светодиоды для замены. Стоят такие светильники дорого.

У светильников без патронов для закрепления лампочки в корпусе служит пружина в виде разрезанного кольца.


Лампочка вставляется в корпус светильника и фиксируется за счет того, что пружинное кольцо, разжимаясь, входит в специально сделанную канавку в корпусе. Такой светильник подходит для установки как галогеновых лампочек, так и светодиодных. В случае замены галогеновых лампочек на светодиодные или обратно, нужно не забыть проверить, на какое напряжение питания они рассчитаны.

Для закрепления потолочного точечного светильника, в подвесном потолке, вне зависимости от его типа, в заданном месте потолка вырезается отверстие, несколько меньше внешнего диаметра фланца корпуса светильника.

Ушки пружин руками сводятся друг к другу до такой степени, чтобы они прошли в отверстие потолка. Ушки заводятся в отверстие потолка и отпускаются. Опираясь на внутреннюю поверхность подвесного потолка ушки, втягивают светильник до упора фланцем в нижнюю поверхность подвесного потолка и таким образом фиксируют светильник.

Такая простая конструкция крепления потолочного светильника позволяет спрятать элементы его крепления и легко снять светильник в случае необходимости. Достаточно взяться за основание светильника и потянуть за него вниз.


После установки корпуса светильника на подвесном потолке, через него продевается провод и подсоединяется с помощью клеммной колодки к патрону. Патрон надевается на цоколь лампочки, лампочка вставляется в корпус светильника и фиксируется разжимной пружиной.

Электрическая схема электропроводки
для точечных потолочных светильников

До начала установки подвесного потолка, после выбора типа лампочек, расчета их мощности, количества светильников и точек их установки, разрабатывается схема электропроводки. При разработке электрической схемы необходимо учесть точки и способы соединения проводов между собой и со светильниками.


Так как из стены уже выходили провода, к которым ранее был подключен настенный светильник, то к этим проводам и было решено подключить потолочные светильники. Планировалась установка подвесного натяжного потолка из ПВХ, а провода выходили выше уровня натяжного потолка, и, следовательно, доступа к местам соединения проводов после монтажа потолка не будет. Поэтому все соединения проводов было решено выполнить самым надежным способом, скруткой с последующей пайкой оловянно-свинцовым припоем. Точки паек были отмечены на электрической схеме.

При выборе места для установки светильников и люстр в помещениях, в которых имеется телевизор или компьютер, нужно не забывать, что угол падения луча света равен углу отражения. С учетом этого правила светильники надо устанавливать в местах, исключающих их отражение на экране монитора, поэтому для выбора точек установки светильников, необходимо продумать, как будет расставлена мебель, в каком месте будет установлен телевизор или монитор компьютера.

При выборе лампочек на напряжение питания 220 В, установка дополнительных устройств не потребуется. В случае применения лампочек на напряжение питания 12 В, необходимо предусмотреть место, для установки трансформаторов или адаптеров с учетом их габаритных размеров и возможного к ним доступа для технического обслуживания или ремонта.

Внимание! Перед подключением точечных потолочных светильников, для исключения поражения электрическим током, необходимо обесточить электропроводку. Для этого следует выключить соответствующий автоматический выключатель в распределительном щитке и проверить надежность отключения с помощью индикатора фазы .

Монтаж электропроводки
для подключения точечных потолочных светильников

После приобретения светильников, определения мест их установки, закупки материалов и комплектации можно приступать к монтажу электропроводки.

Монтаж электропроводки для подключения светильников можно выполнять на любом этапе ремонта помещения, вплоть до установки подвесных потолков. Но при выполнении ремонта стен в коридоре оказалось, что света от существующего светильника было недостаточно. Поэтому монтаж электропроводки пришлось выполнить в первую очередь, и к электропроводке для освещения подключить временные патроны с энергосберегающими лампочками.

Перед монтажом проводов необходимо на потолке обозначить места установки светильников (на фотографии обведены кружками), и точки крепления проводов. Провода, для исключения провисания, в зависимости от их жесткости, закрепляются с шагом 40-50 см.


Для закрепления проводов на потолке и стенах существуют специальные дюбель-хомуты (на фотографии слева) и гвоздевые скобы (на фотографии справа) разных типоразмеров. Для закрепления провода дюбель-хомутом на стене необходимо просверлить отверстие, надеть дюбель-хомут на провод и забить дюбель в отверстие. Для закрепления провода гвоздевой скобой, нужно прижать ней провод к стене и забить гвоздь. Подходит для монтажа проводов и кабелей по дереву, пластмассе, штукатурке.

Забитые в бетонное оштукатуренное перекрытие потолка гвоздевые скобы могут выпасть и остаться лежать на полотне ПВХ. Поэтому этот вид крепления был отброшен. Дюбель-хомутов под рукой не, оказалось, поэтому применил простой и надежный способ закрепления проводов на стене, с помощью хомута из хлорвиниловой трубки. В потолке сверлится отверстие , в него забивается дюбель , в дюбель завинчивается через сделанное отверстие в хомуте саморез . Так как вес провода ничтожен, то подойдет любой саморез и дюбель самого малого типоразмера.

Изготовление жгута для электропроводки
потолочных точечных светильников

Так как электропроводка для потолочных светильников после установки натяжного потолка будет недоступной для обслуживания и ремонта, все соединения проводов в межпотолочном пространстве необходимо выполнить крайне надежно. Обычно соединения выполняют с помощью клеммных колодок , например Wago. Но самым надежным видом соединения проводов является пайка, этот способ я и использовал.


Для сведения к минимуму объема работы на высоте под потолком, был заранее изготовлен жгут, который останется только закрепить на потолке и подключить к бытовой электропроводке.

Для определения длины проводов жгута и точек пайки по ранее сделанной разметке на потолке были измерены расстояния между проводами для подключения и местами установки светильников. Результаты измерений сразу наносились на электрическую схему, которая одновременно являлась и электромонтажной.

Изготовлен жгут был из медного многожильного провода с двойной изоляцией (жила обвита шелковой нитью и покрыта полихлорвинилом). Для удобства провода были свиты между собой в косичку.

После снятия изоляции с проводов, они были облужены припоем. Во втором отсеке коридора провода должны были разветвляться. Поэтому, провода были, попарно скручены и пропаяны припоем. Обратите внимание, что для повышения надежности изоляции, места соединения проводов были сделаны со сдвигом относительно друг друга.


На провода перед соединением были надеты изоляционные трубки, которые после окончания пайки были сдвинуты на места соединения. Для исключения смещения изолирующих трубок, они были зафиксированы с двух сторон плотно сидящими на проводах кембриками. В совокупности со смещением мест соединения такой способ изоляции гарантировал надежность электропроводки. Изолирование проводов можно было выполнить и с помощью обыкновенной изоляционной ленты. чтобы не запутаться на кембриках была нанесена маркировка.

Небольшой участок провода жгута при отгибании поперечной балки проходил ниже уровня подвесного потолка. Этот участок электропроводки проходил под штукатуркой. Для надежности изоляции на него дополнительно была одета полихлорвиниловая трубка.


После того, как жгут был закреплен на потолке, настало время подсоединить его к квартирной электропроводке. Для этого длина проводников выходящего из стены двойного провода была подрезана со сдвигом. Так как провод был старый, изоляция его стала грубой и, чтобы не повредить жилы, она была снята термическим способом с помощью паяльника. Жилы были зачищены и облужены припоем, на них надеты изоляционные трубки.


Осталось навить концы жгута на жилы сетевого провода, пропаять припоем и надеть изоляционные трубки. Благодаря технологии сдвига мест соединений проводов, трубки нужны практически для безопасности человека и эстетики. Случайно провода электропроводки между собой соединиться не смогут.


Место соединения подвешивается с помощью хомута саморезом к потолку. Прокладка электропроводки для точечных потолочных светильников закончена.


Временные электрические патроны в местах будущей установки точечных светильников с помощью клеммных колодок подключены, лампочки вкручены и можно, продолжать ремонт.

Установка потолочного светодиодного светильника
на натяжном потолке ПВХ

Выше описана технология установки потолочных светильников, в том числе и светодиодных, на любой подвесной потолок , жесткой конструкции, например из гипсокартона, реечного потолка или Armstrong. В случае установки точечного потолочного светильника на натяжной потолок из ПВХ или другого пластичного материала необходимо установить дополнительное крепление, иначе потолок будет под тяжестью светильников провисать.


Для этих целей выпускается специальная арматура. На фотографии универсальная платформа (пандус) для крепления точечных светильников. Платформа имеет форму конуса, поверхность которого представляет собой ступеньки.


Для подгонки диаметра крепежного отверстия платформы под конкретный вид потолочного светильника, достаточно острым ножом срезать лишние ступеньки с конуса.


К основному потолку платформа крепится с помощью стальной перфорированной ленты. Отрезок ленты необходимой длины сматывается с рулона и отрезается ножницами по металлу.

На платформе для крепления саморезом ленты предусмотрены две площадки с отверстиями. Если нет самореза малой длины, то можно закрутить длинный. Выступающую его часть необходимо удалить бокорезами.


Арматура для точечных светильников прикручена саморезами к потолку, светодиодные лампочки для проверки подключены. Все работает, нужно снять лампочки и можно приступать к установке натяжного потолка.

После того, как натяжной потолок установлен, приступают к монтажу светильников. Для того, чтобы пленка ПВХ не порвалась и не сильно нагревалась, прежде, чем делать в ней отверстие под светильник, в месте его установки специальным клеем приклеивается специальное пластмассовое термоизоляционное кольцо.

По внутренней окружности кольца острым ножом пленка вырезается, патрон извлекается и центрируется платформа. Перфорированная лента легко деформируется, а потолок прогибается, поэтому легко можно подогнать высоту и место положения платформы в горизонтальной плоскости.

Установка потолочного светильника на платформе обеспечит надежную его работу, исключит провисание натяжного потолка и порчу его из-за излишнего нагрева при использовании галогеновых лампочек.


На фотографии Вы видите конечный результат работы по установке точечных потолочных светильников в натяжном потолке.