Непрерывное медицинское образование в рф. Общество клинической онкологии успешно участвует в реализации модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования Что такое непрерывное медицинское образование

Непрерывное медицинское образование (система НМО) – является ключевым этапом на пути повышения квалификации медицинских работников, а также качества оказания медицинских услуг. На законодательном уровне в России была изменена процедура доступа в профессию для медицинских работников и фармацевтов. До 1 января 2016 года схема квалификационного обучения для работников сферы здравоохранения выглядела следующим образом:

  1. Окончание ВУЗа с обязательным прохождением практики интерна/ординатора. Сертификация с последующим доступом к профессиональным обязанностям на 5 лет.
  2. Обязательные квалификационные курсы для допуска к дальнейшей практике (в течение этой пятилетнего цикла).

При этом сохранялась возможность переквалификации после прохождения соответствующей процедуры переподготовки медицинского работника.

Обновленное обучение медицинских работников

Начиная с указанной даты подготовительный процесс именуется аккредитацией специалиста, а весь процесс подготовки получил название непрерывного медицинского образования. Адаптация к системе НМО в здравоохранении осуществляется в рамках Федерального проекта сроком до 31 декабря 2025 года.

При этом выделяется три основных этапа реализации программы:

  1. В течение 2016 года подготовку в рамках проекта прошли выпускники ВУЗов, которые получили документы о высшем образовании на уровне специалиста по направлениям подготовки «Стоматология» и «Фармация».
  2. За 2017 год подготовку прошли новоиспеченные работники сферы здравоохранения, вышедшие из ВУЗов с дипломами по другим направлениям.
  3. На 2018 год разработан план, предполагающий работу с выпускниками ординатуры, бакалаврами и магистрами медицинских образовательных учреждений, получателями среднего медицинского образования, лицами, прошедшими профессиональную переподготовку, а также с зарубежными студентами. Детальный список участников НМО можно найти на официальном портале государственной программы (http://edu.rosminzdrav.ru).

Внимание! Альтернативным ресурсом, где также можно регистрировать Личный кабинет и изучать/подбирать мероприятия для индивидуального планирования, является сайт Координационного совета новой образовательной программы (http://www.sovetnmo.ru).

C 1 января 2021 года (4-й этап) участниками процесса обучения НМО должны стать те врачи, которые подготовку не проходили на предыдущих стадиях реализации программы.

В период 2016-2021 года действующие специалисты медицины могут пройти обучение по новой системе, либо получить сертификат, пройдя привычные для них курсы. Выбор способа повышения квалификационного уровня зависит от времени последней медицинской аккредитации врача. Традиционная схема с профессиональными курсами доступна каждому специалисту, прошедшему квалификационную подготовку/переподготовку до начала 2016 года. При этом за медицинским специалистом сохраняется право использования полученной документации до полного истечения их срока.

Для остальных специалистов, которые аккредитуются после указанной даты, схема обучения выглядит так:

  1. Выпускник медицинского ВУЗа проходит разовую профессиональную аккредитацию, что позволяет ему работать следующие 5 лет по специальности.
  2. Весь пятилетний цикл совмещается с непрерывным медицинским образованием. Подготовка/переподготовка для врачей в рамках профессионального образования позволяет получить доступ к практической деятельности (сроком на 5 лет). Но все эти 5 лет будут перемежаться с учебным процессом.
  3. Смена квалификации производится на тех же условиях: первые 5 лет работы начинаются после успешного прохождения специализированной профессиональной аккредитации.

План обучения для системы НМО

На практике непрерывным медицинским образованием является постоянный учебный процесс, в рамках которого специалист постоянно участвует в специальных мероприятиях (курсы, конференции и т.д.). Причем данный план индивидуально составляется самим специалистом. Важно лишь соответствие всех мероприятий медицинской специализации участника. Последующие 5 лет план должен быть полноценно освоен.

Контроль за обучением специалист может осуществлять через зарегистрированный Личный кабинет сайта Минздрава Российской Федерации (http://edu.rosminzdrav.ru), где присутствует раздел «Пятилетние циклы». Достаточно выбрать собственную специализацию и сформировать учебную программу.

В медицинском образовании по системе, именуемой НМО, имеются следующие виды специальных мероприятий:

  • дополнительные программы - срок проведения составляет 18/36 академчасов, а в роли организатора выступают организации, имеющие непосредственное отношение к образованию;
  • образовательные мероприятия - могут проводиться даже некоммерческими субъектами, как при личном присутствии участников (полноценные аудиторные занятия), так и посредством современных технологий дистанционного обучения (заочно).

Для оценки успехов участника системы НМО ему выдаются зачетные единицы (ЗЕТ) - по единице (балл) за академический час мероприятия. За 5 лет должно быть набрано 250 баллов при их равномерном распределении (не меньше 50 ЗЕТ ежегодно). Причем 14 из 50 баллов должны быть получены от образовательных мероприятий. Соблюдение этих условий позволит получить доступ к очередной процедуре медицинской аккредитации спустя 5 лет профдеятельности.

Внимание! Конечное решение об успешности системы непрерывного медицинского и фармацевтического профессионального образования принимает специальная комиссия, состав которой допускает претендентов к последующей процедуре квалификационной подготовки.

ЗЕТ зачисляются в электронном формате. В течение всего непрерывного медицинского образовательного процесса специалист будет получать сертификаты с идентификационными кодами (активация и зачисление ЗЕТ через Личный кабинет).

Специалисты медицины, прошедшие новую процедуру медицинского образования после указанного срока, обязательно должны зарегистрироваться в системе. Те, кто повышал/подтверждал свою медицинскую квалификацию раньше обозначенного срока, могут выбрать для себя один из предложенных вариантов:

  1. Работать до завершения срока действия полученного ранее сертификата. Единоразово пройти сертификацию для работы по полученной медицинской квалификации, а затем, через 5 лет перейти к непрерывному профессиональному образованию.
  2. Все также работать по сертификату. Пройти процедуру обучения по альтернативной системе (модели) квалификационного обучения, также называемой «Непрерывное постдипломное образование без пятилетнего цикла». Данный раздел можно найти в Личном кабинете ресурса Минздрава Российской Федерации. После сдачи сертификационного экзамена специалист сможет работать по выбранному предварительно направлению деятельности, но со вступлением в описанную выше систему через 5 лет.

Оплата обучения по новой системе

Независимо от того, очное или дистанционное обучение (электронные учебные мероприятия, вебинары, форумы врачей, курсы повышения квалификации и т.д.) было выбрано специалистом, оплата каждого курса осуществляется из Федерального бюджета или Федеральной организацией страхования при здравоохранительном аппарате. Нюансы работы с последними обсуждаются на договорной основе от лица работодателя, чье учреждение представляет потенциальный участник новой образовательной системы.

Контроль за финансовой стороной вопроса ведется через портал Минздрава Российской Федерации. В новой системе учитываются нюансы, которые могли бы помешать специалисту получать непрерывное постдипломное профессиональное образование.

Альтернативная модель непрерывного профессионального образования

Первоочередными специалистами, опробовавшими систему, стали рядовые сотрудники здравоохранительных учреждений по приказу Минздрава Российской Федерации №837 (ноябрь 2013 года). Особенностью процесса стало его проведение в сетевой форме со взаимным охватом специализированных ВУЗов и вышеупомянутых некоммерческих субъектов. Удаленная форма изучения материалов составила не менее 50% всего времени.

На базе ВУЗов сессионное время составило 108 часов, а в рамках новой образовательной системы каждый специалист получил от 36 часов за счет освоения разных образовательных мероприятий. Данная «пилотная» модель осталась действующей еще на 5 лет после продления приказом №328 (9 июля 2015 года).

Стоит отметить, что модель не дублирует основную систему, а является альтернативой, которой каждый специалист вправе пользоваться до 1 января 2021 года. Каждый участник все также сможет получить доступ к процедуре аккредитации.

В России продолжается активный процесс смены систем оценки профессиональных навыков медицинских работников: сертификация врачей заменяется аккредитацией, а месячные сертификационные циклы - непрерывным медицинским образованием. С какими же проблемами столкнулись врачи после запуска новой системы?

Проблемы аккредитации врачей

Формально система аккредитации врачей заработала еще 1 января 2016 года. Однако страна оказалась к ней не готова – ни нормативно, ни финансово, ни организационно. Если в прошлом году первичную аккредитацию прошли выпускники стоматологического и фармацевтического факультетов медвузов страны, то с этого года в аккредитацию вступают так называемые «крупные» факультеты – выпускники лечебного и педиатрического факультетов. С 2018 года в систему вольются выпускники бакалавриата, сестринских факультетов, выпускники ординатуры и врачи, прошедшие профессиональную переподготовку.

«Предательство» со стороны медвузов

Одна из главных проблем – неготовность системы медицинской профессиональной подготовки следовать за новыми образовательными стандартами, которые, к слову сказать, были утверждены только в прошлом учебном году. Как подчеркивает проректор Тюменского государственного медицинского университета Ольга Фролова, система образования не может измениться мгновенно, и за такой короткий срок подготовить опытного специалиста невозможно.

Проблема неустойчивости системы образования волнует не только действующее медицинское сообщество, которому предстоит столкнуться с периодической аккредитацией. «Выпускники медвузов расценивают переход на новую систему, как определенное предательство со стороны учебных заведений, - пояснила проректор ТГМУ. - Они поступали на другие стандарты, и теперь не видят для себя возможности построить карьерную траекторию по системе, отработанной в течение десятилетий. Теперь студенты должны выходить на некую «мифическую» должность «врач терапевт участковый» или «врач педиатр участковый» что, разумеется, резко ограничит их функциональные возможности. Практическое здравоохранение тоже испытывает неуверенность в новых кадрах, так как выпускники приходят без опыта интернатуры, однако сразу начнут выполнять полноценные функции лечащего врача».

Что же касается самой методики прохождения аккредитации, добавила Фролова, то она будет представлять из себя тестирование и проверку практических навыков в условиях, максимально приближенных к реальным. В случае аккредитации специалистов собеседование будет заменено на профессиональное и образовательное портфолио, однако до тех пор, пока процедура периодической и специализированной аккредитации не будет окончательно утверждена, эти мероприятия будут проходить по методике первичной аккредитации выпускников медвузов.

Бойкот работы и самороспуск комиссий

Кстати, во время процедуры первичной аккредитации учебное заведение, выпускающее студента, не будет иметь доступ к месту проведения экзаменов - тестирование будет проводиться только в присутствии аккредитационной комиссии, состоящей из представителей общественных организаций и работодателей. Все члены комиссии работают бесплатно, подчеркнула Фролова. Оплата этого вида детальности запрещена категорически. К сожалению, как только работодатели и общественные организации узнают, что их работа не будет оплачена, возникают проблемы. В некоторых городах члены комиссии бойкотировали аккредитацию, после чего процесс был остановлен до формирования нового состава. Кроме того, частные аптечные организации не готовы предоставлять своих работников для работы в комиссиях с отрывом от выполнения своих функций, тем более, что с увеличением числа медработников, обязанных пройти аккредитацию, работа в комиссии может занимать месяц.

Аккредитация образовательных учреждений

После прохождения процедуры подтверждения соответствия медицинские работники окажутся внутри системы непрерывного медицинского образования и за следующие 12 месяцев должны будут набрать 50 образовательных часов. Из них 36 часов – обучение в образовательных организациях и 14 часов - образовательные мероприятия в общественных структурах. И здесь, по словам проректора, необходимо обратить особое внимание на то, что образовательные организации, предоставляющие сертификаты о прохождении обучения, сами должны быть аккредитованы.

«В настоящее время предлагается множество конференций, которые на деле оказываются спекуляций, - отметила проректор Тюменского ГМУ. - Поэтому все мероприятия такого рода обязательно нужно проверять по реестрам образовательных организаций». Впрочем, добавила она, подобные проблемы стабилизации программы и качества ее выполнения характерны для любого переходного периода. Уже к 2021 году регулярная аккредитация для специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием войдет в рутинную систему и примет тот самый вид, который, по логике Минздрава, позволит значительно улучшить профессиональные качества российских медицинских работников. Впрочем, удастся ли министерству достичь своей цели, будет понятно не раньше, чем через пять лет.

Проблемы НМО

Не меньше вопросов вызывает и программа повышения квалификации и профессиональной переподготовки, считает завкафедрой медицины катастроф Московского государственного медико-стоматологического университета Николай Ярыгин.

Схема оценки специалистов в настоящее время зависит от сроков ее проведения. Если сертификат получен до 1 января 2016 года, то дальнейшее образование будет проходить либо по классической схеме (обучение раз в пять лет в течение 144 часов и последующий экзамен), либо в рамках пилотного проекта непрерывного медицинского образования, по которому уже пытаются работать образовательные учреждения. Если сертификат получен после 1 января 2016 года, то образовательный процесс будет проходить по индивидуальному пятилетнему плану, включающему 250 часов занятий (50 часов ежегодно). При этом неясно, справятся ли с таким планом учебные учреждения, так как контингент обучающихся специалистов увеличится к 2020 году в три раза.

Не больше трех

Прежде всего, медработник должен зарегистрироваться на портале непрерывного медицинского образования. И здесь начинаются вопросы. На портале НМО можно указать только три специальности, которыми владеет медработник в рамках своего профиля. Однако многие врачи владеют четырьмя и более специальностями. Как регистрироваться в этом случае, совершенно непонятно, говорит Николай Ярыгин. Кроме того, неясно, должны ли учебные часы распределяться на все три специальности, или необходимо тратить по 50 часов на каждую дисциплину. Это весьма актуальный вопрос, подчеркивает он, так как преподаватели высшей школы должны проходить аккредитацию и по этому виду деятельности. В этом случае на выполнение своих должностных обязанностей у них практически не остается времени.

Еще одна проблема - отсутствие возможности внести в личный кабинет на портале данные о ранее полученных сертификатах, выданных за участие в образовательных мероприятиях. «Лично мне соответствующую ячейку обнаружить не удалось. Следовательно, сертификаты, полученные до появления аккаунта на портале, останутся незарегистрированными», - говорит Николай Ярыгин.

Другая проблема состоит в том, что зарегистрированный пользователь обязан заключить договор с образовательным учреждением, которое выстраивает программу пятилетнего обучения. Однако как именно выстраивать эту программу, учебные заведения не знают, тем более что примерных программ, которые можно переработать в соответствии со специальностью, до сих пор нет. Более того, создавать такие программы пока практически не для кого - на портале зарегистрировано крайне мало специалистов.

Недостаток образовательных семинаров

Серьезной проблемой для врача может стать ограниченное количество образовательных мероприятий в рамках его специальности. Как известно, минимум 36 часов в год врач должен потратить на обучение в образовательном учреждении и 14 - на участие в аккредитованных образовательных конференциях. Но если такие направления, как терапия и кардиология проявляют в достаточную активность, то в других специальностях конференции носят разовый характер. В частности, количество сертифицированных конференций по терапии составляет примерно 250 в год, тогда как по травматологи планируется всего две, причем одна в Казани, а другая – в Ярославле. А сертифицированных конференций по таким специальностям, как мануальна терапия, иглотерапия нет вообще. В большинстве случаев слушатели посещают смежные мероприятия, большинство из которых на самом деле даже не сертифицированы. Например, ежемесячные заседания общества хирургов, на которых проходят образовательные конференции, предоставляют участникам определенное количество баллов, но так как само общество не сертифицировано, эти баллы в итоговое портфолио не войдут.

Аккредитацию планируется поводить во многих образовательных учреждениях, однако главные врачи в Москве уже заявили о том, что намерены брать на работу специалистов, прошедших тестирование только в определенных вузах, таких как Первый МГМУ имени И.М. Сеченова, и Российская медицинская академия последипломного образования. Но в этом случае с учетом всех врачей, которые работают в Москве, оба учреждения ежедневно должны пропускать через себя триста человек, включая субботу и воскресения, работая без перерывов и выходных - с таким потоком справиться физически не возможно.

Представляет проблему и отсутствие понимания, как будет проводиться аккредитация врачей, проучившихся по определенной программе. Многие медработники являются узкими специалистами в рамках своего профиля, а значит, имеют квалификацию в определенных направлениях, не затрагивая остальных векторов отрасли. Будут ли образовательные программы разбиты на конкретные дисциплины, и как они будут обновляться каждые пять лет, до сих пор непонятно.

Оплата образования

Важным аспектом, тормозящим процесс непрерывного медицинского образования, могут стать проблемы с возможностью выполнения учебно-производственного плана, особенно в тех районах России, где количество конференций минимально, или доступность обучения медработника ограничена в силу больших расстояний. Кроме того, ряд клиник не намерен отпускать своих работников в длительный отпуск на период обучения. В этом случае положение может спасти дистанционное обучение в совокупности со снижением объема госзадания по дополнительному профессиональному образованию.

Наконец, важный вопрос - оплата образования медработников. Согласно программе, аккредитация врачей должна проходить за счет средств ОМС, однако современная система страхования к этому не готова. Средства ФОМС, выделяемые на образование, входят в ту же расходную часть, что и средства на ремонт, закупку оборудования и приобретение лекарственных препаратов. Главный врач, которому необходимо обеспечить больницу лекарствами и медикаментами, в первую очередь покроет именно эти затраты. В итоге на образование медперсонала, особенно в больших клинках, практически не остается средств, хотя для руководства клиники должно быть очевидно, что качество медицинской помощи полностью зависит от качества полученных медработником знаний и умений, и не может быть выше, чем уровень образования врача.

Все эти проблемы требуют оперативного решения - если существующие недочеты в ближайшее время не будут устранены, реализация проектов непрерывного медицинского образования и аккредитации врачей может оказаться под вопросом.

Проект непрерывного медицинского образования

Качество оказания медицинской помощи населению страны, оптимальное использование ресурсов системы здравоохранения, повышение эффективности здравоохранения субъектов Российской Федерации, определенные указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.№ 598, напрямую зависят от уровня подготовки медицинских специалистов,владеющих современными методами диагностики и лечения заболеваний, способных применять новейшие достижения медицинской науки, обеспечить профилактическую направленность ведения пациента.

Для обеспечения качества медицинской помощи врач должен постоянно совершенствоваться. Он обязан быть в курсе новейших достижений медицинской науки и поддерживать свой уровень знаний и навыков. В этом врачу поможет непрерывное медицинское и фармацевтическое образование (НМО).

Опираясь на действующую законодательную базу, термин НМО, можно определить, как обязательное для медицинских и фармацевтических работников, постоянное обучение по программам повышения квалификации, которое начинается после получения специальности и длится в течение всей жизни.

По инициативе Минздрава России, Национальной Медицинской Палаты и профессиональных медицинских обществ по различным специальностям с 01.12.2013 г. в России стартовал федеральный пилотный проект по непрерывному медицинскому образованию для врачей первичного звена. Пилотный проект «Внедрение НМО» проводится Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России с целью отработки основных принципов внедрения непрерывного медицинского образования. Согласно приказу Минздрава России №328 от 09.06.2015г. было решено продление Пилотного проекта до 2020 г. с включением врачей всех специальностей и всех ВУЗов.

Основная цель НМО - обеспечение гарантии гражданам РФ, что в медицинских организациях оказывается качественная и безопасная медицинская помощь в соответствии с международными показателями.

К 2018 г. необходимо достигнуть следующих значений этих показателей:

    Соответствие проводимого лечения пациентов клиническим рекомендациям профессиональных медицинских обществ (некоммерческих организаций) – не менее 90%.

    Доля пациентов, получивших инфекционные осложнения в стационаре – не более 4%.

    Доля пациентов, завивших о медицинской ошибке во время лечения – не более 5%.

    Стандартизованный(по полу, возрасту, диагнозу и длительности пребывания в стационаре)коэффициент летальности или отношение фактической летальности к установленной– не менее 85%.

    Доля пациентов, госпитализированных в стационар, лечение которых можно было бы организовать в амбулаторных условиях – не более 5%.

    Доля пациентов, получивших на приёме у врача первичного звена рекомендации поведению здорового образа жизни – не менее 90%.

    Снижение доли случаев, в которых выявлены дефекты по результатам экспертизы качества медицинской помощи – не более 20%.

    Снижение доли случаев расхождения диагнозов по результатам патологоанатомических вскрытий в первичном звене – не более 10%.

    Повышение удовлетворённости пациентов качеством медицинской помощи с 33до 60% к 2018 г.

    Приведение квалификации медицинских и фармацевтических работников к международным стандартам к 2018 г.

К основным принципам НМО относятся:

1. Непрерывность процесса (1,5 часа в неделю, краткие циклы по 16 часов).

2. Разнообразие образовательных активностей (мероприятия, проводимые в режиме реального времени –аудиторные занятия, конференции, семинары, симуляционные курсы; электронное обучение - самостоятельное обучение с последующим тестовым контролем (электронные модули).

3. Обеспечение качества материалов и мероприятий:

  • присвоение кредитов утверждается Координационным Советом (КС) на основе международных требований
  • рассмотрение заявки проводится специальной Комиссией по оценке соответствия качества
  • независимая экспертиза проводится экспертами в Комиссии КС
  • обсуждение и утверждение проводится на специальном заседании Общества
  • проводится анализ отзывов врачей.

4. Контроль и учет образовательной активности:

  • регистрация медицинских работников на сайте http://nmorosminzdrav.ru в течение месяца после сертификации в 2016-2020 гг.
  • контроль через федеральный регистр медицинских работников (ФРМР)
  • индивидуальный план обучения(портфолио) - составляется медицинским работником путем добавления зарегистрированных на портале непрерывного медицинского образования Минздрава России образовательных программ вузов, электронных материалов для самостоятельного обучения, образовательных мероприятий, организованных некоммерческими профессиональными медицинскими организациями.

5. Обязанности работодателя:

  • предоставить время для обучения
  • предоставить возможность выбора через образовательный сертификат
  • оплатить мероприятие и командировочные расходы
  • обеспечить доступ на рабочем месте к бумажным и электронным библиотекам.

6. Средства для НМО (образовательный сертификат – это средства, которые врач может потратить на участие в образовательных программах)

  • выбор программы обучения – бронирование места на курсе (срок бронирования 10 дней)
  • путевка с индивидуальным кодом подтверждения высылается на адрес больницы
  • подтверждение руководством больницы – передача врачу индивидуального кода подтверждения (распечатка путевки).
  • подтверждение бронирования – внесение индивидуального кода подтверждения в поле подтверждения.
  • явка на курс с распечатанной путевкой.
  • списание средств с образовательного сертификата.

7. Мотивация участников

В соответствии с этими принципами, каждый врач должен за год накопить не менее 50 кредитов (50 часов образовательной активности), а за 5 лет – 250 кредитов.

В рамках этого проекта подготовлены специальные учебные материалы - электронные образовательные модули для дистанционного непрерывного медицинского образования врачей.

Для обучения врачей на территории РФ были переведены на русский язык и отредактированы электронные обучающие модули от компании BMJ PUBLISHING GROUP LIMITED - издательства Британского общества врачей, представляющего доступный информационный ресурс для врачей-терапевтов и врачей общей практики. Данные модули уже активно используются врачами первичного звена в Великобритании, а также в Австрии, Испании, США, Австралии, Новой Зеландии, ОАЭ и др., всего более чем в 50 странах. Для России все модули отредактированы ведущими специалистами профессиональных медицинских обществ по различным специальностям, руководителями медицинских вузов, научно-исследовательских учреждений, академиками РАН.

Готовые модули рекомендованы для использования в системе НМО Координационным советом по развитию НМО и размещаются на информационном портале Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России: http://www.sovetnmo.ru . Врач может выбирать модули по своей специальности, ориентируясь на аннотацию, раскрывающую образовательную цель модуля. После успешного изучения модуля врач получает 1 кредит, который зачисляется в его персональное портфолио. Образовательная активность приведении портфолио измеряется в кредитах. 1 кредит присуждается за 1 час учебной деятельности.

Дополнительными предпосылками к развитию НМО являются:готовность Национальной медицинской палаты и многих профессиональных медицинских организаций по специальностям к реализации обучения по программам повышения квалификации; наличие инфраструктуры в большинстве медицинских учреждений для обучения врачей без отрыва от практической деятельности(компьютеры, выход в Интернет); наличие отечественных электронных библиотечных систем, учебно-методических комплектов и программных комплексов для реализации «образовательной среды».

С 1 января 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", внедряется новая процедура доп уска к профессиональной деятельности - аккредитация специалиста. Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно.

В период времени с 1 января 2016 по 1 января 2021 года допуск к профессиональной деятельности осуществляется как через аккредитацию , так и через сертификацию специалиста, в зависимости от срока прохождения "последней" сертификации .

После истечения срока полученного сертификата будут допускаться к профессиональной деятельности через процедуру сертификации специалиста еще однократно Обучение таких специалистов может проходить в виде "традиционного" повышения квалификации (144 ч.) или в рамках модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования.

Вступают в систему непрерывного медицинского и фармацевтического образования с момента последней сертификации и будут допускаться к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации специалиста. Обучение таких специалистов включает формирование индивидуального плана обучения по соответствующей специальности ( не менее 250 академических часов за 5 лет) и последующее дискретное его освоение с распределением объема не менее 50 часов в год.

Компонентами индивидуального годового плана обучения являются следующие виды образовательной активности:

· программа повышения квалификации объемом 36 часов или две программы повышения квалификации по 18 часов каждая;

· образовательные мероприятия общим объемом 14 часов: конференции, съезды профессиональных сообществ и др., проводимые в очно и (или) дистанционно, электронные учебные модули для самостоятельного изучения.

Информационная поддержка системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования осуществляется одновременно с помощью Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования http://edu.rosminzdrav.ru и официального сайта Координационного совета по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию - http://www.sovetnmo.ru .

Для вступления в систему непрерывного медицинского образования специалистам необходимо зарегистрироваться одновременно:

· на портале http://edu.rosminzdrav.ru

· на сайте http://www.sovetnmo.ru .

На Портале http://edu.rosminzdrav.ru в разделе Пятилетние циклы обучения специалисту, вступающему в систему непрерывного медицинского образования, необходимо:

· выбрать программу повышения квалификации трудоемкостью 18 или 36 часов по своей специальности,

· сформировать и распечатать заявку на обучение.

На сайте http://www.sovetnmo.ru . специалисту, вступающему в систему непрерывного медицинского образования, необходимо

· выбрать очные и заочные образовательные мероприятия

· выбрать учебные модули для самостоятельного изучения

На порталенепрерывного медицинского и фармацевтического образованияhttp://edu.rosminzdrav.ru размещена программа повышения квалификацииГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского «Правовое регулирование и финансирование здравоохранения Российской Федерации»объемом18 часов. Программапредназначена для всех специалистов системы здравоохранения, в том числе врачей-терапевтов. Обучение проводится 13 декабря 2016 г. с 9.00 по 15.00 в корпусе 9 (зал заседаний ученого совета) ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского. Обучение осуществляется за счет бюджета Московской области.

Для зачисления на обучение по этой программе специалисту, зарегистрированному на портале http://edu.rosminzdrav.ru , необходимо войти в личный кабинет и выбрать данную программу из перечня предлагаемых порталом, записаться на нее и распечатать заявку.

Регистрация на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования http://edu.rosminzdrav.ru , запись на программу через портал, а также распечатка заявки необходимы для начисления необходимых специалисту кредитов.

Документы для зачисления предоставляются в ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского в день приезда на обучение. Перечень документов

заявление (заполняется по прибытии на обучение).

документ, удостоверяющий личность и гражданство (копия)

документ, подтверждающий факт изменения фамилии, имени или отчества, при их смене (копия);

заверенная по месту работы копия диплома специалиста;

заверенная по месту работы копия документа об окончании интернатуры и (или) ординатуры;

справка с места работы с указанием должности и стажа работы в ней.

Непрерывное медицинское образование – программа Министерства здравоохранения призванная повысить профессиональные навыки медицинских работников, так и качество оказываемой ими услуг, а также доступность самого обучения с помощью новых инструментов (сайт, порталы, видео лекции, вебинары и т.д.). Квалификационный уровень современного медицинского работника определяет не только его личные возможности относительно карьерного роста, но и эффективность, с которой осуществляется лечебный процесс. Сегодня свою профессиональную квалификацию работники указанной специализации подтверждают или повышают в рамках проекта непрерывного медицинского и фармацевтического образования.

Каждый медик или специалист фармацевтической сферы должен пройти образовательные мероприятия в учреждениях, получивших аккредитацию Минздрава России. Каждое пройденное мероприятие даёт специалисту зачетные единицы (баллы), которые можно активировать через «Личный кабинет» на сайте непрерывного медицинского и фармацевтического образования

  • http://edu.rosminzdrav.ru/ (Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России)

Преимущества портала «Амбулаторный врач»

Основной задачей нашего сайта является информационное обеспечение врача-терапевта и специалиста поликлинического звена научно-образовательными материалами с целью повышения их квалификации по системе непрерывного медицинского образования, а также направление специалистов на разработанные «Амбулаторным врачом» мероприятия, каждое из которых позволяет получить зачетные баллы для повышения квалификации. Каждая образовательная сессия, пройденная врачом, позволяет специалисту получить государственную аккредитацию от Минздрава России в виде зачетных. Все специалисты, участвующие в мероприятиях из списка на нашем сайте, впоследствии смогут полученные зачетные баллы зарегистрировать в своем «Личном кабинете» на официальном портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования. В дополнение к системе непрерывного медицинского обучения специалист может вступить в профессиональное общество нашей организации. Платное членство окупается рядом преимуществ, которые можно изучить на соответствующей странице нашего сайта.

Одной из целей портала непрерывного медицинского обучения (также найдутся интересные моменты для тех, кто желает заниматься фармацевтическим образованием) является соблюдением ряда принципов данной программы:

  1. Непрерывность одного образовательного курса.
  2. Разнообразие методик изложения и преподавания, обязательное тестирование специалистов, участников непрерывного медицинского образования.
  3. Каждый из медицинских работников, участвующих в нашем мероприятии по программе НМО, получает эксклюзивные и актуальные знания от авторитетных практиков и теоретиков, что являются одними из лучших в своем направлении.
  4. Мотивация специалистов к прохождению курсов непрерывного образования. Полученные кредиты являются своеобразным ресурсом для подтверждения или повышения квалификационного уровня.

Специалист, желающий заняться медицинским образованием в рамках программы НМО, чтобы получить в дальнейшем документ о подтверждении или повышении квалификационного уровня (раз в 5 лет), должен пройти все очные сессии, предложенные в годичном расписании на нашем портале, чтобы получить в рамках программы необходимое количество зачетных единиц.

Технические особенности программы НМО: основные этапы управления системой

Чтобы стать участником проекта, специалист должен:

  • найти учебное заведение с аккредитацией от Министерства здравоохранения России проводящего курсы;
  • заключить с данным заведением договор на обучение по заранее определенной программе;
  • пройти регистрацию на ресурсе - http://www.sovetnmo.ru и работать с системой через «Личный кабинет» этого ресурса, плюс при необходимости задать свои вопросы;
  • подключиться к выбранным мероприятиям и модулям через данный ресурс.

Региональная общественная организация содействия развитию догоспитальной медицины «Амбулаторный врач» – это уникальное профессиональное общество с личным научно-образовательным ресурсом. Преимуществом нашего интернет-ресурса является то, что не только членам общества, но и обычным слушателям, зарегистрировавшимся и присутствующим на определенном мероприятии, выдаются сертификаты с индивидуальными кодами, по которым впоследствии ими могут быть получены зачетные единицы в рамках системы непрерывного профессионального образования.

Нюансы использования индивидуального кода:

  • на сертификате код представлен 13-символьной цифро-буквенной комбинацией формата XXXX-XXXXXXXX;
  • код не содержит букв «О», потому в случае сомнений вводите цифру «0»;
  • любые проблемы с введением кода в систему решаются через e-mail техподдержки сайта http://www.sovetnmo.ru

Для обращения в службу поддержки необходимо описать проблему или вопрос и отправить письмо по адресу [email protected] , добавив в обязательном порядке следующие реквизиты:

  1. Наименование мероприятия, слушателем которого являлся обладатель сертификата с кодом.
  2. Дата проведения данного мероприятия.
  3. География проведения.
  4. Непосредственно комбинация кода, который не удается активировать.

Преимуществом данного образовательного проекта является то, что НМО практически полностью автоматизирован, исключая само проведение мероприятий и тестирование специалистов.

Различия сайтов НМО

Ранее упоминался официальный сайт http://edu.rosminzdrav.ru . Сертификаты, выдаваемые нами, могут быть активированы в «Личном кабинете» упомянутого ресурса. Ресурс Федерального органа здравоохранения обладает структурой «Личных кабинетов» аналогичной той, что представлена сайтом Координационного Совета. Эти «Личные кабинеты» синхронизируются между собой, а кредиты НМО подсчитываются именно Координационным Советом.

Преимущества членства в обществе «Амбулаторного врача»

После регистрации в проекте НМО медику стоит обратить пристальное внимание именно на ресурсы и мероприятия от «Амбулаторного врача». Благодаря своей научно-практической актуальности все сессии и образовательные медицинские материалы получили аккредитацию государственного уровня – соответственно они имеют актуальность в рамках непрерывного профессионального образования и не только. Мы далеко не единственное общество, занимающееся данным видом деятельности, но работа с «Амбулаторным врачом» сулит медику получение ряда преимуществ в сравнении с условиями на других ресурсах.

Работать с нами полезно не только, как с научно-образовательным ресурсом, но и как с профессиональным обществом в сфере догоспитальной медицины. В пределах ресурса «Амбулаторный врач» специалисты, ставшие членами нашего общества, могут:

  • беспрепятственно пользоваться библиотечным архивом и изучать контент всех проведенных ранее мероприятий в онлайн-формате;
  • изучать печатные издания по профессиональным интересам;
  • общаться с коллегами и лекторами на форуме ресурса и т.д.

Совместно с нашими слушателями и членами общества мы готовы решать следующие задачи и добиваться плановых целей, обозначенных федеральным проектом, в рамках которого и проводится обучение медиков:

  • повышение общего уровня эффективности и качества работы врача в глазах пациентов;
  • непрерывный рост квалификационного уровня и расширение имеющейся базы знаний специалиста с доведением до полного соответствия международным стандартам и т.д.(в рамках непрерывного профессионального образования, и не только)

Все вышесказанное является поводом для выбора «Амбулаторного врача» в качестве целевого образовательного ресурса при повышении квалификации медиков. Сделаем нацию здоровее и безопаснее!