Кому принадлежат слова бытие определяет сознание. Сознание определяет бытие

Секрет изменения в том, чтобы сконцентрировать
всю свою энергию не на борьбе со старым, а на строительстве нового.

Сократ

Модель прежнего мироустройства рушится на наших глазах. Мир, в котором мы живём, продолжает претерпевать изменения. Мыслящие люди видят, что мы подходим к определённой черте, очевидному историческому тупику. Весь мир не знает, что ему дальше делать, каков путь дальнейшего прогресса и развития цивилизации. Основные принципы существования государства заложены в культуре и отклике на высшую цель развития, а это всё, как известно, является внутренним состоянием общества.

«Обострение противоречий между неизбежными требованиями нового века и прежними подходами вынуждает искать новые пути выхода. Настало время говорить о рождении новой цивилизации и культуры и новых человеческих отношениях. Стране требуются институциональные преобразования, но первичен всегда запрос от элиты и требование перемен от народа. В настоящее время на повестке дня поиск новой модели, новой системы управления, новой системы отношений – преобразование общественных институтов нашего общества и установление нового мирового порядка. Лучшие умы нации продолжают искать образ будущего России, но не хотят понять самого главного, что будущее является следствием новой идеи и идеологии. Требуется осмысление перспективы предстоящих перемен, так как наступает время для изменения положения России » – этот вопрос поднят в статье « ».

Развитие получается в том случае, если точно и верно выбрана ЦЕЛЬ, проложен маршрут, то есть выработан План достижения цели, тогда проявится ВОЛЯ на её достижение. В XXI веке выиграет та политическая сила, которая создаст новый идеологический проект, а идеология, как известно, выстраивается на основе национальной идеи страны.

Этот кризис связан с состоянием человеческого сознания, новая эпоха выдвигает новые требования и новые качества, новый взгляд на мир. Проблемы человечества достигли кризисной точки: разочарование в религии, в человеческих отношениях и идеалах, кризис в экономике и социальные потрясения будут вынуждать человечество искать пути нового выхода.

Реальная работа исследования проблем и поиска новой модели непроста и многогранна и выстраивается на принципах метафизического понимания человека, без этого невозможно получить ответ на запрос нового и увидеть перекосы и издержки нашей истории как работы над ошибками.

Сознание определяет бытие

Человечество не желает обсуждать причины системного мирового кризиса, но всё, от чего человек бежит, находится в его голове или сознании. Поэтому мы не станем разбирать следствия, а постараемся рассмотреть смыслы и причины происходящих явлений, поэтому без обращения к метафизике нам не обойтись. Начнём с простого – с философии и исторического материализма, а также с извечного фундаментального спора: «Сознание людей определяет их бытие, или, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Впервые оно было использовано в работах Карла Маркса. Однако еще до этого философа подобные мысли были и у Гегеля. Только поверхностное суждение может утверждать о незначительности этого фактора.

Каждый человек обусловлен в той или иной степени. На ребёнка оказывает огромное влияние его окружение. Так прививаются базовые принципы, мнения, суждения, жизненные установки. Нам говорят, что человек в значительной степени зависит от той среды, в которой существует. В совокупности все материальные аспекты жизни и окружения составляют бытие личности. Сознание же человека – это духовная сторона существования, – атрибут Души. Сознание есть осведомлённость. Каждый человек осведомлён по-разному, но все люди осведомлены о своей осведомлённости.

Приверженцы воззрения «бытие определяет сознание» подразумевают под собой то, что условия жизни индивидуума непосредственным образом влияют на его мышление. Подавляющее большинство людей не в силах подняться над особенностями своего существования и взглянуть на жизнь субъективно.



«Сознание человека определяет его бытие», то есть развитие личности зависит от того, как мыслит индивидуум, какие приоритеты и цели перед собой ставит. Обратный тезис легко доказуем на простых исторических примерах. Если бы исключительно бытие определяло сознание, человечество остановилось бы в своем развитии. В мире не происходило бы никаких глобальных изменений. С ростом сознания человечества изменяется и преобразуется мир.

Выражение «бытие определяет сознание» свидетельствует о том, что мышление человека зависит от внешнего мира. Оно не стоит «над» окружающей действительностью, но находится в прямой зависимости от неё, и это правда. На этом фундаментальном расхождении мы и остановимся. Оно своими корнями уходит в глубь эпох и веков и кроется в причине разделения человечества на две большие группы. Различия между двумя этими группами очень велики, эти же причины кроются между разделением человечества на правителей – руководителей или управляемых и подчинённых, капиталистов и рабочих, и эта же проблема существует между трудом и капиталом. Без этого фактора в государстве невозможно произвести правильно социальные реформы, а ответ приходит из метафизических смыслов, которые будут раскрыты во второй части статьи.

Начнём с философии. В Греции она сначала называлась aletheia, что означает разоблачение, обнажение, раскрытие, т. е. проявление. Главная цель философии – вынести на поверхность, открыть тайное или сокрытое. А проявить – значит произнести слово. Философия – это слово, открытие бытия вещей, произнесённая тайна. Она является методом прояснения смыслов, и во многом её деятельность в этом качестве выступает как просветительская, в этом её суть.

В XIX веке российская нация проживала кризис русской мысли, обличение грехов прошлого и настоящего и поиск русского самосознания и мировоззрения. Блестящие русские умы всегда размышляли над общечеловеческим, над расцветом и упадком обществ, культур и преобладание морали. Влияние П.Л. Лаврова как философа, социолога, публициста, революционера и идеолога народничества на историю русской мысли не менее значительное, чем влияние Соловьёва. Интеллектуальное и гражданское подвижничество Лаврова и Соловьёва привело крупнейших представителей двух основных течений русской философии – к материалистическому подходу с опорой на рационалистические традиции в философии и антропологизму христианскому. Одно течение идёт от истоков западничества, другое – от истоков славянофильства, - здесь мы тоже наблюдаем два подхода в мировоззрении. Свою философскую систему Лавров противопоставлял, прежде всего, идеалистической метафизике. В Соловьёве и Лаврове оба течения становятся строго философскими.

В статье « » обозначена суть двух подходов в философии: «В современной отечественной философской мысли многими специалистами основным считается вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к матери. Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как они мыслят: на материалистов и идеалистов, подход рационализма и иррационализма. Материализм и идеализм представляют собой два течения в мировой философии. Они выражаются в двух различающихся типах философствования. Идеалисты признают первичным идею, дух, сознание. Они считают материальное продуктом духовного. Материалисты же отстаивают мысль, что единственным началом, основой всего сущего признается материя. Именно здесь проходит линия водораздела современной философской мысли.

А теперь представьте себе, если из целостного философского воззрения убрать понятие метафизики! Каково! Игнорировалось понятие “метафизика” и акцентировался вопрос “Природы” и естественных сил, т. е. физика, а не метафизика. Была введена наука социология как наука о человеке. Эта наука рассматривает вопросы человечества только с социальной точки зрения.
Понятие об истинной природе человека и его конечных целей сделалось несущественным.

Требуется новый подход, ибо материалистическая точка зрения, полностью игнорируя метафизический подход, является ограничением.
Из науки философия убран Бог и – метафизика – как способ мышления и постижения взаимной связи с тем, что выше физики.


Истинный философ видит явления в истинном свете под углом вечных ценностей.

Способны ли философы-материалисты предложить России выход из кризиса, следуя своей формуле: «Бытие определяет сознание »?


Найти философский камень – значит открыть Абсолют. Это камень мудрецов, и он открывает для нас законы жизни. Абсолютный и Наивысший Разум в философии – это Истина. Мы постигаем Бога только как высшую мысль.

Философия способна дать ответ на вопрос: каковы мировоззренческие стандарты в нашем обществе ».

А они таковы, что «бытие определяет сознание», и это утопия. Наступило время серьёзно задуматься над тем, что, проживая жизнь, куда же человек эволюционирует? Что эволюционирует и изменяется? А эволюционирует сознание, именно оно изменяется, но современная философия не раскрывает этот вопрос.

Сознание – атрибут второй Солнечной системы, в которой мы живём, и как же его не учитывать? Сознание – атрибут Души. Именно сознание определяет бытие, а значит, Душа первична и начинать изменения нужно с признания Души. Первично сознание, а не материя. В современном человеке развивается сознание, а значит, должна учитываться Душа, т. к. Душа – носитель сознания. Наступило время принять наличие Души и первичность сознания.

Кратко о сути эволюции сознания


Если взглянуть на времена и циклы раскрывающейся исторической панорамы, то в конце концов история представляет собой повествование о росте и развитии человека от пещерной стадии с сознанием, сосредоточенным на животной природе, до нашего времени, когда человеческое сознание неуклонно становится всё более объемлющим и ментальным и далее вплоть до стадии совершенного сына Божьего. Это повествование о постижении человеком творческих идей, которые формируют человечество и определяют его судьбу.

Вся история эволюции – это история сознания и расширения принципа «роста осведомлённости», когда на смену микроскопическим интересам самосознательного человека приходит постепенно развивающаяся способность вмещения, в конце концов вводящая его в сознание космического Христа.

Многие ещё только начинают регистрировать осознание той области выражения – область осведомлённости души, – о существовании которой им известно, но которая пока не стала для них естественной областью выражения. Многие немало знают о ней теоретически, но пока не имеют практических результатов приложения этого знания. Многие понимают, что такое сознание, и осведомлены о царстве души и редких впечатлениях, приходящих от этого царства, но пока ещё не стали самим сознанием и не отождествились с душой.

Осознание низшего единства представляет собой единство природы формы. В этом единстве душа настолько полно отождествляется с материальным аспектом, что не видит ничего отличного от него и является формой, не зная себя как душу. Этот период раскрытия человечество уже прошло.

Последующая болезненная дифференциация сознания до отчётливого понимания двойственности. В этом состоянии человек ясно сознаёт свою сущностную двойственность. Ему известно, что он есть дух-материя, форма-жизнь и душа в проявлении. На этой стадии, которая длится много жизней и ведёт человека по пути испытаний и ученичества до третьего посвящения, центр тяжести (назовём это так) неуклонно сдвигается от формы к душе. Растёт понимание того, что существует Реальность, которая включает в себя и в то же время устраняет двойственность.

Сила эволюции неуклонно направляет человечество к осознанию своей божественной природы и бессмертию. Фактор бессмертия связан с переносом сознания и фактором непрерывности сознания. Осознание высшего единства заменяет чувство двойственности, и на этом финальном этапе исчезает ощущение себя как души и как тела. Сознание отождествляется с одушевляющей Жизнью планеты и Солнечной системы. Переживаемое при этом состояние бытия не поддается никакому выражению ни словом, ни умом, ни формой. Именно в сознании заложен ключ к духовному продвижению и становлению Богочеловеком. Благодаря своему разуму человек способен подняться к высотам Божественного сознания.

Великий иудейский провидец попытался описать эти три стадии следующими словами: Я Есмь (Тело, самосознание личности, человек, Святой Дух, Личность, низшее «я», Форма, Материя); Я Есмь То (Душа, Любовь и единство, Ангел Присутствия, Сын – Христос, Эго, Высшее «Я», Сознание, Сила); Я Есмь То, Что Я Есмь (Дух, Воля и Свобода Духа, Присутствие, Отец, Монада, Божественное «Я», Жизнь, Энергия). Он дал простое, сжатое и адекватное выражение, если только наше развитие позволяет нам оценить его.

Тоска русского самосознания о Свободе, страстная вера в свой подвиг и в Истину, наконец, приведёт просвещённую интеллигенцию российской нации к осознанию Духа, который и наделит этой свободой. Н. Бердяев оценивал «Философию свободы» в «Самопознании». Свобода – это свойство духа, она заключена в свободе мысли и способности направлять, руководствуясь влиянием эволюционного процесса.

Россия живёт великой мыслью той самой, о которой точно сказал В.С. Соловьёв: «…идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности ». Идея есть наша национальная ценность, понимание которой взращивалось в веках. В. Соловьёв писал, что русский народ – это народ будущего, который разрешит те вопросы, которые мир уже не в состоянии разрешить. Это вопрос об Истине, человеке и о божественной природе человека. Российское самосознание всегда ставит не промежуточную цель, а конечную. Этой целью является национальная идея страны, соединяющая мысль человека с Вечным или с мыслью Самого Бога. Так приходит ответ в национальное самосознание о смысле жизни, и это не восторженная созерцательность, а практический глубинный реализм, раскрывающий глубину человеческой природы.

В статье " " (часть 1. Введение в терминологию) сказано: "В новой философской энциклопедии есть определение: «Русская идея – философский термин, введённый Вл.С. Соловьёвым в 1887–88 гг. Широко использовался русскими философами в кон. XIX и XX вв. (Е.Н. Трубецкой, В.В. Розанов, Вяч. Иванов, С.Л. Франк, Г.П. Федотов, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин и др.) для интерпретации русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, её христианского наследия и будущности, путей соединения народов и преображения человечества".

Российская мессианская идея утвердит Свет Духа и Волю Творца и явится просветлением для готовых умов нации, тем самым расширит сознание человека и пробудит внутренние силы всей нации, неся собою просвещение. Метафизический подход произведёт переход философской мысли за границы поверхностного материалистического познания.

Философия марксизма-ленинизма заложила фундамент материалистической платформы, и люди мыслят этими стереотипами. Законы эволюции требуют принять наличие Души и первичности сознания. Говоря о нации, мы говорим о национальном сознании и Душе нации, о братстве, - как о зародыше группового сознания.


Светлана Ченцова

Те, кого интересует, кто сказал: "Бытие определяет сознание", наверняка не знакомы с философией Карла Маркса - пожалуй, одного из самых неоднозначных мыслителей в истории человечества. О его понимании бытия, политики и философии мы немного расскажем в этой статье.

Мышление обычно относится к идее существа, которое осознает само себя. Подобной способностью обладает лишь человек. Тем не менее фраза "Бытие определяет сознание" прекрасно иллюстрирует философские взгляды самого Маркса, который считал мышление вторичным по отношению к материальной реальности.

Сознание по Марксу

Для Маркса оно описывает политическое чувство личности человека. То есть, буквально описывает осознание человеком политики и своей роли в ней. Для Маркса подлинное мышление было связано с пониманием своей истинной позиции в истории. Если Гегель видел Бога как основу человеческого разума, то Маркс заменил его простой политической экономией.

В XX веке многие общественные движения и интеллектуалы развили это марксистское понимание разума.

Ложное сознание

По мнению Маркса, мышление человека всегда было политическим, поскольку оно всегда было результатом политико-экономических обстоятельств. То, что человек думает о жизни, власти и о себе, является продуктом идеологических сил.

По мнению Маркса, идеологии объясняют и оправдывают нынешнее распределение богатства и власти в обществе. В обществах с неравным распределением социальных благ эти неравенства представлены как приемлемые, добродетельные, неизбежные и т. д. Таким образом, идеологии приводят людей к признанию статус-кво. Подчиненные люди верят в свое подчинение: крестьяне принимают правильность существования аристократии, фабричные рабочие соглашаются с мировоззрением капиталистов, а потребители не оспаривают власть корпораций. Эта вера в собственное подчинение, осуществляемое через идеологию, для Маркса является ложным сознанием.

То есть условия неравенства создают идеологии, которые вводят людей в заблуждение об их истинных устремлениях, ценностях и целях. Так, например, Маркс полагал, что рабочий класс был обманут национализмом, организованной религией и прочими формами "опиума для народа". Эти идеологические конструкции мешают людям понять, что именно они производят богатство, а значит, именно они-то и заслуживают право им владеть.

Роль политэкономии

"Бытие определяет сознание", - автор "Капитала", говоря это, подразумевал свое собственное понимание человеческого мышления, которое в его представлении было тесно связано с политикой и экономикой. Для Маркса оно является отражением политической экономии. Помыслы человека, как правило, определяются его политическими и экономическими обстоятельствами. Маркс писал, что не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их социальное бытие определяет их сознание.

Возможно, самым большим вкладом философа в современную мысль является его всестороннее исследование роли идеологии или того, как социальное бытие определяет мировосприятие, которое приводит к определенным (по большей части бессознательным) системам убеждений и ценностей в зависимости от конкретной экономической инфраструктуры, зависящей от текущей эпохи. С марксистской точки зрения все культурные артефакты - религиозные системы, философские позиции, этические ценности - являются, естественно, продуктами мышления и как таковые подвержены этим идеологическим влияниям.

Сознание и социальные движения

Многие общественные движения свободно трактовали представления Маркса о мышлении. Многие считают, что оно подразумевает поиск истинного исторического пути, в отличие от пропаганды, которую распространяют правящие элиты. К прмеру, феминистское движение говорило о повышении сознательности, а многие южноафриканские активисты называют себя частью Движения Черного Сознания, которое призывает чернокожих следовать своей «истинной» политической траектории (в противоположность идеям, изложенным, например, режимом апартеида). В последнем примере для многих южноафриканских чернокожих оно означало отказ от расистских представлений о неграх, отказ от белого правления и восстановление собственной национальной идентичности, истории и власти. К чему все это привело, мы можем видеть на примере современных ЮАР и Зимбабве.

Роль политики

В политически заряженном чувстве, становясь «политически сознательными», люди, по Марксу, пробуждают свою истинную политическую роль, свою подлинную идентичность. Рабочие классы станут осознавать себя как субъекты истории - они будут объединяться и делиться продуктами своего труда. По Марксу, это были их историческая роль и право. Для многих афроамериканцев «сознание» означало самоидентификацию и дискредитацию форм господства белых, в том числе тех, которые были интернализованы неграми.

Согласно марксизму, у черной женщины нет собственного мышления, потому что она в целом поддерживает систему, которой управляют белые мужчины-капиталисты. Если бы она стала политически сознательной, она бы мыслила иначе, или же нет? Какое должно быть ее «истинное» мышление? В этом одна из главных проблем фразы «Бытие определяет сознание».

Современные левые и проблема сознания

Многие марксисты, феминистки, афроамериканцы и другие левые перестали утверждать, что существует одна истинная форма мышления. Вместо этого, сохраняя при этом чувство, что правящий класс увековечивает доминирующую идеологию и якобы вредит другим классам, многие левые сейчас занимают более либеральную и толерантную позицию, признавая за другими некоторую правоту.

"Бытие определяет сознание" - что это значит?

Как и у всех философов, определение человеческого разума имеет решающее значение для Маркса. Сознание - это то, как человек определяет себя. Маркс заимствует эту идею у своего учителя Гегеля, который утверждал, что сознание - это постоянный процесс, называемый диалектикой между оппозициями (тезис и антитезис). Для Маркса этот процесс является экономическим и происходит между теми, кто имеет деньги и власть, и теми, кто лишен этого. Этот экономический детерминизм определяет историю, борьбу и человеческое мышление.

Для Маркса индивидуальное сознание - это то, что нельзя отделить от своего класса или социально-экономической группы. Маркс утверждает, что всю историю можно рассматривать как классовую борьбу, основанную на владении богатством. В результате мышление людей на самом деле является сознанием их социальной группы.

Мышление человека, по мнению автора высказывания "Бытие определяет сознание", полностью зависит от того, к какой социальной группе он принадлежит. Человек, рожденный в низших классах, по мнению Маркса, мыслит, как люди его класса, в отличие от другого человека, являющегося представителем более высокого класса.

Таким образом, это не индивидуализированное и изолированное сознание людей, которое определяет их существование и чувство собственного достоинства, а социальное существование, основанное на социально-экономической реальности. Оно определяет их "думание" и наделяет чувством собственного достоинства. Для Маркса история - это эволюция отношений между теми группами, у которых есть богатство, и теми, кто его лишен.

А правда, как всегда, посередине

Концепция человеческого сознания в абстрактном плане, как пассивный продукт бытия, происходит от предмарксистской философии и однозначно отвергается Марксом. Диалектика настаивает на постоянном изменении реальности, и ее сторонники также настаивают на том, что вещи и процессы реагируют друг на друга, а значит, являются взаимосвязанными. Бытие определяет сознание, но может быть и наоборот: хорошими примерами являются французские, русские и другие революции, в которых человеческое действие изменило фундаментальную основу экономики. Они стали возможными благодаря достижениям материальных сил, но могли произойти только благодаря действию человека, что, в свою очередь, зависело от его идеологической убежденности. Соответственно, бытие и сознание взаимозависимы и одинаково определяют друг друга. На практике мы не можем отделить одно от другого - они могут быть разделены только абстрактно.

Таким образом, настояние на первичности бытия не исключает и не умаляет роли мышления. Это означает, что сознание можно понимать только как отношение к материальному миру: оно сохраняет некоторую автономию, но в более широких рамках, от которых оно в конечном счете зависит.

Наш мир дуален, и мы здесь проживаем опыт дуальности. Такая вот задача воплощений в теле человека на этой прекрасной планете. Опыт дуальности каждый познает по-разному, но всегда это движение от одной полярности к другой. Выход из дуальности происходит, когда человек осознает две полярности, может их видеть, воспринимать одновременно, выйти в центр и действовать из центра.

Так вот, в нашем дуальном мире есть два пути восприятия жизни:
1. Бытие определяет Сознание
2. Сознание определяет Бытие

Каждый человек определяет, как ему жить. Или не определяет, но это тоже выбор человека. Когда мы не выбираем, то на самом деле мы выбираем все оставить по старому, или так, как это делает общая масса людей, большинство. Такие уж законы игры в этой жизни.

Когда мы живем так, что бытие определяет сознание (первый вариант), то все, что происходит в мире, вокруг — и формирует нас. Наши родители, школа, одноклассники, учителя, родственники, друзья, сотрудники — эти все люди участвуют в нашей жизни и влияют на нас. Еще на нас влияют события, в которых мы участвуем, или в которые мы втянуты, общие тенденции и то, что происходит в социуме. Таким образом, все что снаружи формирует нас.

Во втором варианте, когда сознание определяет бытие, человек формирует события в своей жизни сам. Он формирует круг своего общения и не вынуждает себя общаться с кем-либо, делать что-то, что не по душе. Такой человек делает то, что хочет, и живет так, как хочет, он не плывет по течению общей массы, большинства. Часто такие люди вызывают общее восхищение или общее возмущение. Их называют бунтарями или неудобными. Они строят лодку с веслами и гребут по реке жизни так, как надо им, могут круто менять направление и плыть против общего течения. И очень часто они задают направления и тенденции для общей массы людей, для тех, у кого бытие определяет сознание.

Когда бытие определяет сознание, тогда Бог у человека снаружи, и он выступает карательной силой, или о нем вспоминают только когда уже очень плохо, и жизнь накрыла. Такой человек все время жалуется на жизнь, и есть всегда кто-то, кто виноват и должен быть наказан.

Когда сознание определяет бытие, то Бог живет в человеке, человек стремится познать Бога во всем. Такой человек знает, что частица божественного есть в его сердце, что Бог всегда слышит и отвечает через внешний мир людьми, событиями, случайностями. Такой человек ответственен за все происходящее с ним, и он всегда знает, что сам сотворил все, что есть в его жизни.

Перейти от “Бытие определяет сознание” к “Сознание определяет Бытие” очень просто. Это можно сделать за 1 секунду, стоит только принять решение. А вот чтобы жить так, нужно приложить усилия и перестроить свою картину мира, свои убеждения, верования и принять полную ответственность за себя. Это не просто по началу… Дальше все легче пока… Это не становиться вашей жизнью и каждым вдохом и выдохом вы декларируете Я есть Любовь, Я есть Свет, Я есть Бог.

Бытие определяет сознание или сознание определяет бытие?

На самом деле оба этих утверждения верны, и сейчас мы попробуем понять почему.

Само по себе любое общество представляет собой информационное пространство. Это информационное пространство может состоять из более мелких информационных зон, обобщенных одним полем. Суть теории и метода глобализации и есть создание общего информационного пространства для всего человечества.

Любое общество имеет свои представления о мире и способах взаимодействия с ним. В нем прописаны программы восприятия мира (мировоззрение) и алгоритмы поведения (этикет). Оно хранит память о прошлом (история) и имеет планирование на будущее. Оно ставит перед собой задачи и решает их. Все это относится к информационной природе мира.

Рождаясь в той или иной семье, на ребенка оказывается воздействие. При возникновении сознания на него транслируется в первую очередь системный сигнал, связанный с управляющим ядром текущей информационной зоны в которой он находится. Мы называем это ядро – менталитетом страны или группы. Основная вещь здесь – мотивация. Пришедшему в мир людей дается стимул, и ставится задача на уровне социума. Это цель его существования. Но это цель принадлежит системе и нужна в первую очередь ей. Хотя и тому, кто становится ее частью это идет на пользу. Таким образом, возникает вектор движения единицы.

Далее, ребенку транслируется текущая модель мира, в знакомстве с которой он приобретает навык владения языком. Здесь мы имеет дело с фиксацией в общем информационном договоре. После того, как модель перенесена – система воспринимает объект как свой.

Все эти процессы относятся к системному механизму, который и есть «бытие» - внешняя реальность. Мы – социальные существа, и способны развиваться только внутри группы себе подобных. Нам необходимо взаимодействие с другими людьми. Здесь мы принимаем правила внешней среды.

Бытие, которое определяет сознание – это и есть система. Это мировоззрение, которое она дает нам. Это мотивация, которая возникает в рамках ее информационного пространства. Это язык, на котором мы «думаем». Это поведение, которое она нам предлагает. И т.д.

Само по себе сознание – есть механизм по взаимодействию с системой (с объективным миром).

Много ли из нас тех, кто дошел до чего то сам? По большей части, мы просто выполняем известные до нас алгоритмы поведения. Мы ничего не открываем. А лишь повторяем то, что уже есть. Мы не придумали описание этого мира – нам дали его. Много ли взглядов мы сформировали сами? Да и как мы можем это сделать, если сам по себе язык принадлежит не нам, и все понятия в нем – не наши. Даже те открытия, которые сделаны людьми – по большей части, взаимодействие с памятью планеты (Никола Тесла подробно описал этот механизм, как и Альберт Эйнштейн) или бартер с более развитыми цивилизациями.

Здесь прослеживается некая предопределенность, как отсутствие выбора. Мы действуем в рамках туннеля, который построен не нами.

Но может ли наше сознание влиять на бытие? Как минимум известно, что наши мысли и чувства связаны с состоянием нашего физического тела. Проведены эксперименты, в которых отражается процесс выброса в кровь гормонов по причинам возникновения чувств (страх провоцирует выброс адреналина, радость – эндорфина и т.д.). Доказан факт формирования болезней в результате «не здорового мышления». В этом не сложно убедиться самому, и посмотреть, что при «жалости к себе» тело становится тяжелым, а в приподнятом настроении оно становится более легким и воздушным. Здесь мы видим и способны сами убедиться в том, что сознание (мышление и реакции) способно регулировать процессы в теле.

А что с миром внешним? Способно ли сознание оказать хоть какое-то воздействие на объективную реальность? Стоит начать с того, что любой проект, будь то метро или самолет, изначально возник как идея в сознании. Изначально – это была информация. Самолет и метро не возникли сами по себе, как и что бы то ни было другое. Весь текущий социум – продукт первоначальной мысли. Совокупность всех когда бы то не реализованных мыслей. Мы можем видеть в нем: Эйнштейна, Теслу, Гиппократа, Гитлера, Далай-Ламу, Ленина, Петросяна – всех, кто бы ни стал реализовывать свои идеи возникшие в его сознании. Мы не всех можем узнать в нем, но все они в нем есть.

Но вернемся к более насущным вопросам. Может ли сознание произвести кардинальный переворот в жизни? Скажем, сделать нас финансово обеспеченным или счастливым? Спродуцировать в нашу жизни яхту или замок на берегу моря?

Мое мнение: Мы способны сделать себя здоровыми, счастливыми и имеющими все то, что нам нужно на текущем уровне развития. Каждый может сделать это. Что касается получения престижа, славы и богатства – эти вопросы относятся к качествам личности, которые можно сформировать, при сильном желании. Но объем работы, который для каждого будет различным – нужно смотреть индивидуально. Возможно, одной жизни будет недостаточно.

Бытие, которое может быть определено сознанием, основано на законе о «Свободе Выбора». Согласно этому закону каждый имеет право совершать свободный выбор в рамках своего сознания (см. Даже в тюрьме можно быть свободным).

Мы способны освободиться от иллюзий, обрести мышление, направленное на решение проблем, понять свои текущие задачи и начать реализовывать их. Таким образом, мы можем говорить о влиянии своего сознания на свое собственное бытие. Мы можем определять сами свою жизнь.

Что касается определения жизни группы или общества – то согласно моему субъективному мнению, не каждый (на данный момент) может оказать влияние на внешнею информационную зону. Для такого действия необходимо определенная масса сознания. Объем и мерность восприятия. В дальнейшем – каждый нарастит необходимый уровень для влияния на внешний мир. Но в любом случаи, для начала, нужно научиться определять свое собственное бытие. Не научившись делать это – желать оказывать влияние на реальность, как минимум, глупо.

Рецензии

Общий тезис (выведенный в том числе в заглавие) поддерживаю, но эссе Ваше мне показалось квазиинтеллектуальным и слишком многословным для формата данного сайта. Мне как социальному учёному бОльшая часть Ваших размышлений представляется кухонной социальной эзотерикой, а местами просто бессмысленным набором слов.

Коротко сказать можно так: сознание не индивидуальный, а коллективный феномен. Адаптация индивида к окружающей среде, в значительной мере созданной и создаваемой человеческим сообществом, происходит во беспрерывном взаимодействии с другими индивидами.

Вопрос о том, бытие ли определяет сознание или сознание бытие, сам по себе является словесным трюком (как очень хорошо показал Людвиг Виттгенштейн в "Философских исследованиях"), на который, если его распознать, правильнее всего ответить так: "Этот вопрос не имеет смысла".

Попробуйте, например, пофилософствовать на тему: Является ли пицца пищей лишь в силу факта, что её едят люди, или съедание пиццы людьми возможно лишь потому, что сущность этого природного и культурного феномена - пищевая?

Бытие определяет сознание… Многие люди слышали это выражение. Впервые оно было использовано в работах Карла Маркса. Однако еще до этого философа подобные мысли были и у Гегеля. Попробуем вникнуть в суть этого выражения.

Каждый человек обусловлен в той или иной степени. На ребенка оказывает огромное влияние его окружение. Так прививаются базовые принципы, мнения, суждения, жизненные установки. Стоит помнить, что человек не может быть абсолютно автономным. Общественное бытие и оказывают огромное влияние на жизнь каждого. Человек в значительной степени зависит от той среды, в которой существует. В совокупности, все материальные аспекты жизни (окружение, работа и т.д.) составляют Сознание же человека - это духовная сторона существования, то есть мысли, убеждения, верования, принципы и т.д.

Выражение «бытие определяет сознание» подразумевает под собой то, что условия жизни индивидуума непосредственным образом влияют на его мышление. Несомненно, что миллионер и человек без определенного места жительства мыслят по-разному. Подавляющее большинство людей не в силах подняться над особенностями своего существования и взглянуть на жизнь объективно. С этой задачей наиболее успешно справляются философы.

Подтверждение тезису «бытие определяет сознание» легко можно найти в нашем современном мире. К примеру, для некоторых абсолютно нормально выдавать замуж девочку, не достигшую и шестнадцати лет. Для большинства развитых государств этот факт является неприемлемым.

В прошлых веках повсеместно было распространенно рабовладельчество. Этот факт считался абсолютно нормальным и будничным. Для современного же человека использование в качестве рабочей силы рабов кажется диким.

Верно и обратное утверждение. определяет его бытие. То есть, развитие личности в материальных аспектах зависит от того, как мыслит индивидуум, какие приоритеты и цели перед собой ставит. Обратный тезис легко доказуем на простых Если бы исключительно бытие определяло сознание, человечество остановилось бы в своем развитии. В мире не происходило бы никаких глобальных изменений. Однако мы видим другую картину. С ростом сознания человечества изменяется и преобразуется мир. Повышается людей, больше уважения проявляется к интересам личности, важными качествами индивидуума становятся толерантность и терпимость.

Однако, несмотря на все положительные изменения в мире, до сих пор существуют определенные проблемы бытия. Жизнь человека, относительно к прошлому и будущему всей земли, ничтожно коротка. Но так или иначе, преобладающему большинству личностей приходилось задумываться о дальнейшем развитии окружающего мира и о его сегодняшних проблемах. Вопросы, которые стоят перед философами, пытающимися постигнуть бытие, многочисленны и разнообразны. Однако один факт того, что люди задумываются над подобными абстрактными проблемами, позволяет сказать, что сознание человека не перестает изменяться. А это, согласно обратному тезису, изложенному выше, ведет к трансформации уже существующего бытия.

В подведение итогов можно заметить, что выражение «бытие определяет сознание» свидетельствует о том, что мышление человека достаточно субъективно. Оно не стоит «над» окружающей действительностью, но находится в прямой зависимости от нее. Однако сознание человека постоянно развивается, пытается подняться «над» бытием, а это ведет к изменениям во всем мире. Чаще всего такие трансформации носят эволюционный, а не революционный характер. То есть, они происходят медленно, но их вхождение в повседневную жизнь человека практически необратимо.