Какое место занимает философия в системе культуры. История и философия в помощь студенту

Философия многогранна. Обширно поле, многообразны проблемные пласты, области философского исследования. Между тем в различных учениях нередко односторонне акцентируются лишь те или иные аспекты этого сложного явления. Скажем, внимание фокусируется на связи «философия - наука» или «философия - религия» в отвлечении от всего остального комплекса вопросов. В других случаях в единственный и универсальный предмет философского интереса превращают внутренний мир человека или язык и т. д. Абсолютизация, искусственное сужение тематики рождает обедненные образы философии. Реальные же философские интересы в принципе обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Так, система Гегеля включала в себя философию природы, философию истории, политики, права, искусства, религии, морали, то есть охватывала мир человеческой жизни, культуры в его многообразии. Структура гегелевской философии во многом отражает проблематику философского мироосмысления вообще. Чем богаче философская концепция, тем шире представлено в ней поле культуры. Схематично это можно изобразить в виде «ромашки», где «лепестки» - области философского изучения разных сфер культуры. Число «лепестков» может быть малым (узкоспециализированные концепции) и большим (богатые, емкие концепции).

В такой схеме можно учесть открытый характер философского постижения культуры: она позволяет неограниченно добавлять в нее новые разделы философского миропонимания.

Культурологический подход дал возможность исследовать философию как явление сложное, многомерное, с учетом всей системы связей, в которой она проявляет себя в жизни общества. Подобный подход соответствует реальной сути философии и вместе с тем отвечает насущной современной потребности в широком, полноценном миропонимании, которое не достигается на пути узких специализаций философской мысли.

Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить также весь динамичный комплекс ее проблем и функций. Ведь при таком рассмотрении общественная жизнь людей выступает как единый, целостный процесс формирования, действия, хранения, трансляции культурно-исторических ценностей. Учитывается также критическое преодоление устаревших и утверждение новых форм опыта. Кроме того, удается проследить их сложные взаимосвязи и взаимозависимости в конкретных исторических типах культур.

Культурологический подход эффективен в исторических исследованиях. Вместе с тем он открывает новые возможности и при разработке теории тех или иных социальных явлений: таковая по сути должна быть не чем иным, как обобщением их реальной истории. Придя к выводу, что философия базируется на осмыслении человеческой истории, Гегель, в частности, имел в виду не фактическое описание исторического процесса, а выявление закономерностей, тенденций истории, выражение духа эпохи. Соответственно философ, в отличие от историка, представлялся теоретиком, особым образом обобщающим исторический материал и формирующим на этой основе философское миропонимание.

В самом деле, с исторической точки зрения философия - не первичная, простейшая форма сознания. Ко времени ее возникновения человечеством уже был пройден большой путь, накоплены разные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии - это рождение особого, вторичного типа сознания людей, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Не случайно философское мышление, обращенное ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.

Изучая такие далекие от повседневно-практической жизни вещи, философия на первый взгляд, кажется не нужной в повседневной жизни. Ведь, в основном, бытует мнение, что для обеспечения условий нормальной жизни нужно, прежде всего, удовлетворение базовых потребностей в пище, жилище, безопасности, общении и т.д. Однако, кроме базовых потребностей, человек имеет и ряд других - потребности в самоутверждении, творчества, в реализации своего потенциала.

Осмысление «высших» потребностей философией, не означает, что изучив их, с философской точки зрения, человек обязательного станет творческой личностью, самореализуется и т.д. Философия только помогает этому. Будучи основой мировоззрения, она определяет мировоззрение человека, влияет на формирование мировоззренческих идеалов и пути их становления и претворения в реальную жизнь.

Американские философы М. Веласкес и В. Берри вслед за психотерапевтом К. Роджерсом рассматривают мировоззренческий идеал, как идеал полнофункциональной личности. Алексеев П.В. Философия: учеб. / П.В. Алексеев, П.В. Панин, А.В. Панин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2008. - 348 с., с. 166 Переосмыслив некоторые из их взглядов, можно конкретизировать содержание этого идеала.

Одной из основных характеристик полнофункционального лица как такого, что способно к самоосуществлению, является способность к самостоятельному мышлению. Этот признак предполагает способность личности самостоятельно формировать собственные отношения и убеждения. Такой человек является свободной от жестких мировоззренческих и поведенческо-личностных зависимостей. Другой характеристикой является глубокое самосознание. Содержание ее тесно связано с развитием философского взгляда на мир, на себя. Полнофункциональный человек оценивает себя, свои действия, возможности. Именно философия является основанием рефлексивной переоценки «базовых интеллектуальных оснований» жизни. История и философия науки: учеб. пособие для аспирантов / под ред. А.С. Мамзина. - СПб.: Питер, 2010. - 261 с., с. 37 Только философская рефлексия способна привести к осознанию раньше не осознанных убеждений и предпочтений, сравнить их с другими возможными предпочтениями и убеждениями, выявить их ограниченность, осуществить выход за эти пределы и сформировать более адекватные основания существования.

Следующий признак - гибкость. Нестабильность, кардинальные изменения в мире человеческого бытия способны сломать только жесткие, подобные мифологическим воззрениям, мировоззренческие ориентиры человека. И человека, который способен к постоянному саморефлексованому контролю, к перестройке, которая может понимать, учитывать и оценивать влияние изменений внешнего мира, адекватно реагируя на них закономерными и гибкими изменениями собственного внутреннего естества, они не в состоянии расшатать и нарушить.

Философия с начала своего существования предлагает рассматривать мир в его перспективе, каждую вещь в зависимости от целого, создает общую картину действительности, где всегда находится место для надежды, веры, любви, которым под силу удержать человека над пропастью небытия.

Еще одна важная характеристика полнофункциональной личности заключается в способности к творчеству. Творчество проявляется не только в сфере искусства. Творческий человек не стандартно решает любые вопросы во всех сферах своей жизнедеятельности, на всех уровнях. Основой творчества является философия. Благодаря ей человек способен абстрагироваться от своих чисто субъективных переживаний, взглянуть на вещи со стороны, постичь мир во всей его целостности, выйдя из-за пределов собственной человеческой ограниченности. Такой объективный философский взгляд на мир предоставляет возможность открыть новые перспективы решения существующих проблем.

Следующей особенностью полнофункциональной личности, которую помогает сформировать усвоения философии, - это четко концептуализирована, хорошо продуманная система ценностных представлений в области морали, искусства, политики и т.д. Поскольку аксиология является отраслью философии, то это дает возможность людям сформулировать собственные ценностные ориентиры, осознать смысл их собственной жизни.

Современный американский философ и психотерапевт В. Франкл говорил, что наличие у человека системы ценностных ориентиров, которые определяют высшие потребности и стремления, смысл жизни в целом, является крайне важным. Философия: учеб. пособие для высших учебных заведений / отв. редактор В.П. Кохановский. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 368 с., с. 204

Потеря или отсутствие смысла жизни, что определяется «высшими» потребностями, даже в условиях прекрасной карьеры и хорошей работы, материального достатка и физического здоровья, часто приводит к психическим неврозам, иногда к самоубийству.

Плохо, когда человек не находит. Душевное здоровье человека в прямой зависимости от напряжения, которое возникает в психике человека, который осознает разрыв между тем, кем она является, и тем, кем она могла бы стать. В. Франкл считает философию основой метода логотерапии, лечение смыслом.

Философия учит человека, какой идеал она может для себя создать и каким путем достичь. Культура же, будучи деятельным способом освоения мира, приспособления к нему, является особым путем к воплощению мировоззренческого идеала в жизни человека. Философия - сфера деятельности человеческого духа, уникальный язык, овладев которым человек может найти общий язык с миром, познать закономерности мироздания и собственно своего существования. Культура же, в таком сравнении, послужит своеобразным речевым аппаратом. Изучая философию, человек изучает язык мира, а через культуру она общается с ним.

Для осознания значения культуры в решении основного вопроса философии является важным опыт человечества относительно становления мировоззренческих идеалов. Осознав ошибки и достижения прошлого, как человеку, так и человечеству в целом, было бы легче определиться с ценностными ориентирами, найти пути решения актуальных проблем, стоящих перед человеком.

Следовательно, изучение культуротворческого процесса с философской точки зрения является чрезвычайно актуальным. Ведь именно в общественно-исторической памяти человечества, этой чрезвычайной казны ценностей, хранятся ответы на главные вопросы, находятся лекарства и утешение для страждущих человеческих душ, здесь можно найти путь к истинному человеческому счастью. Опять же, высказанное мнение не следует понимать как то, что, освоив точно философию и культурологию в философском аспекте, можно получить готовый ответ на вопрос, что является смыслом жизни, что есть Истина. Конечно, нет. Ведь, как уже неоднократно отмечалось, философия не дает готовых ответов, а только учит их находить, соответственно же и культура является отражением попыток поиска мировоззренческих ориентиров, попыток приближения к Истине. Философия: учеб. / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2009. - 362 с., с. 199

В культуре «высшие» чувства, мировоззренческие идеалы отдельных людей становятся идеалами человечества в целом. Сохраняясь в формах исторических типов культуры, они становятся достоянием опыта человечества, которые должны использоваться будущими поколениями для создания мира Гармонии и Красоты, служить построению такого общества, в котором человек чувствовал бы себя счастливым в философском смысле этого слова.

Вопрос о месте философии в системе культуры связан, прежде всего, с определением понятия «культура».

В современной философской и культурологической литературе имеется множество определений культуры. Выделим наиболее важные из них.

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - это специфический способ организации и развития человеческой жиз­недеятельности, представленный: а) в продуктах материального и духовного труда; б) в системе социальных норм и учреждений; в) в духовных ценностях; г) в совокупности от­ношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Культуру можно также определить как позитивный опыт человечества, обладающий человекотворческой функцией. В этом смысле культура является способом социокультурного воспроизводства человека и характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей. Поэтому говорят о культуре мышления, культуре поведения и культуре деятельности, например, о культуре труда, культуре быта, художественной, политической культуре.

В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (например, молодёжная культура) или всего общест­ва в целом.

Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное воздейст­вие человека на природу (cultura от латинского глагола со1о - возделываю), такое, как обработка земли, выращивание садов и т. д., а также воспитание и обучение са­мого человека. Хотя само слово «культура» вошло в обиход европейской социаль­ной мысли лишь со второй половины XVIII в., однако более или менее сходные понятия могут быть обнаружены на ранних этапах европейской истории и за её преде­лами. Например, у древних греков было понятие «пайдейя», которое означало воспитанность, образо­ванность. Именно греки и выработали впервые идеал образованности, отличающий культурного грека от варвара.

В Средние века смысл понятия культуры схватывался понятием “цивилизация», которым обозначали городской уклад соци­альной жизни.

В эпоху Возрождения культура стала ассоциироваться с признаками личного совер­шенства, гуманистическим идеалом человека, а в эпоху Просвещения - с идеалом просветителей - победным шествием разума и просвещения.

В современном значении «культурный чело­век» - это человек воспитанный, образованный, с высокими нравствен­ными качествами.

Известный советский философ Мераб Мамардашвиличасто повторял, что жизнь, бытие человека в культуре - это постоянное напряжённое усилие быть, усилие, направленное на то, чтобы состояться - состояться как человек, достойный других, достойный жизни в человеческом же обществе, состояться как профессио­нал, как мастер своего дела. Именно этому, в конечном итоге, и служит вся система культурных ценностей, выработанных обществом.

Человеческое, культурное бытие, по словам Мамардашвили, не существует само по себе, и тот, кто впадает в такое заблуждение, постепенно перестаёт быть человеком. Человеческое бытие нуждается в том, чтобы его каждый раз как бы создавали заново, творили. Быть человеком - значит постоянно прикла­дывать усилия, и в такой постоянной работе, в таких усилиях чело­век обретает всё новые жизненные смыслы, обретает свою философию. Мартин Хайдеггер, рассматривая место философии в культуре, утверждал, что «фило­софия касается каждого».

Действительно, всем нам, в определённые периоды жизни, приходится решать самые предельные вопросы нашего бытия, совершать нравственный выбор, определять свою позицию. И в этих случаях не обойтись без общих понятий и представлений, ценностных ориентаций, на которые можно было бы опереться в решении смысложизненых проблем.

Культура в личностном аспекте представляет собой пространство человеческой свободы, давая каждому из нас возможность свободного выбо­ра ценностей своего существования. Но тем самым культура накладывает на человека огромное бремя заботы и ответственности, поскольку осуществить этот выбор совсем не просто.

В этой связи задача философии помочь человеку сориентироваться в системе ценностей и обоснованно осуществить их выбор. Это возможно в силу того, что философия задает предельные горизонты бытия человека, культуры, общества, на основе которых человек формирует свою жизненную позицию, свое отношение к миру, обществу, другим людям. От этого отношения зависит оценка человеком места в мире, представление о смысле собственной жизни и, как результат, общая направленность его социальной активности. Можно ска­зать, что таким способом философия способна повлиять на мир, на все сферы жизнедеятельности человека. У каждого человека в процессе его жизни на основе собственного опыта складывается та или иная философия. Он может быть оптимистом или пессимистом, стоиком или циником, материалистом или идеалистом. Изна­чальные мировоззренческие убеждения человека определяют его поступки, влияют на его отношения с другими людьми, с природой.

На это обращал внимание немецкий философ Г. Гадамер, отмечая, что культурное начало нашей жизни - это величайшая духовная упорядочивающая сила, которая должна противостоять хаосу. А хаос (духовный, рациональный, нрав­ственный) - это то, что постоянно грозит человеку, подстерегает его. И в этой связи значение философии в том, что она является способом сохранения и приумножения культуры.

Обоснование определённой общей позиции человека по отношению к миру - это исходная потребность, вызвавшая философию к жизни, и конечный смысл всего её существования. На выполнение этой задачи «рабо­тают» все традиционные разделы философии - и учение о мире, и учение о познании, и учение о человеке, и учение об обществе и его истории.

Философия, отражающая предельно общие взгляды и убеждения индивида в отношении к обществу, к миру, к самому себе, таким образом, принадлежит к числу высших духовных ценностей, связанных с творческим началом в человеке, с рас­крытием его нравственного и интеллектуального потенциала.

Философия, кроме того, выполняет задачу осмысления феноменов культуры и культурных процессов. Она постоянно осуществляет рефлексию по поводу культурных процессов и явлений. Именно философская мысль выработа­ла представление о сущности, структуре и роли культуры в жизни человека и общества, имен­но философия вырабатывает и задаёт культуре систему понятий и категорий, в ко­торых человек может осмысливать и познавать себя, общество, мир.

Современный французский философ Поль Рикер, рассматривая вопрос о том, какую роль играет философия и философы в современном обществе, выделил три наиболее актуальные задачи, которые стоят перед философией и которые она стремиться выполнять.

Во-первых, способствовать повышению уровня общест­венных дискуссий. Демократия основывается на публичном обсуждении важнейших проблем жизни общества. И в этом смысле философ обязан быть просвещённым гражданином и содействовать проведению таких публичных дискуссий, просвещая других.

Во-вторых, философия несёт ответственность за качество аргументации и точ­ность политического языка. Язык политики риторичен, и мы постоянно подверга­емся риску впасть в софистику. Значение таких фундаментальных понятий, как «свобода», «равенство», «справедливость», «демократия» может быть искажено. За­дача философии - научить участников дискуссий правильно употреблять слова и адекватно выражать свои мысли. Философы должны совершенствовать язык поли­тики и помогать людям лучше понимать друг друга.

И, в-третьих, философия могла бы подать пример толерантности, свободы сло­ва, плюрализма в политических спорах.

В заключении можно сказать, что философия есть специфический способ духовного освоения мира человеком, представляющий собой единство абстрактно-теоретического и ценностного знания. Это самосознание человека и эпохи, выраженное в теоретической форме. Определяя место философии в духовном развитии человечества, нельзя не вспомнить слова гениального немецкого философа Гегеля, который увидел ее значении в том, что философия является духовной квинтэссенцией времени, эпохой, схваченной в мыслях, живой душой культуры.

Литература

1. Васильева Т.В. Афинская школа философии. М., 1985.

2. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988..

3. Гадамер Г.-Г. Акту­альность прекрасного. М., 1991

4. Двадцать лекций по философии. Екатеринбург, 2001.

5. Кессиди Ф.Х. От мифа к Логосу. М., 1972.

6. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М., 1963.

7. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.,1991

8. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

9. Поупкин Р., Строл А. Философия. Вводный курс. М., 1997.

10. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. СПб., 1994.

11. Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности. М., 1996.

12. Современный философский словарь. Москва; Бишкек; Екатеринбург., 1996.

13. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

14. Фракфорт Г. и др. В преддверии философии. М., 1984.

15. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики //Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

16. Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982.

17. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Философия – это знания о мире как едином целом и человеке в нём, об отношении человеку у миру, о путях и способах познания и практическом освоении человеком окружающей действительности, о будущем мировоззрения. Она является очень ёмкой развивающейся теоретической системой и включает в себя следующие основные области философского знания:

    история философии (знания философии о своём прошлом)

    онтология (учение о бытии, формах его проявления)

    гносеология (теория познания мира)

    диалектика (учение о единстве к изменчивости всего сущего)

    антропология (изучения о человеке)

    аксиология (теория ценностей)

    социальная философия (изучение об обществе и его истории).

Специфическое место и роль философии в культуре, в жизни человека и общества проявляется в функциях философского знания.Являясь развивающейся системой теоретического знания, философия выполняет в первую очередь, мировоззренческую функцию (мировоззрение, кратко говоря, это совокупная картина мира, создаваемая мыслящим человеком. Оно формируется на основе духовно-практической деятельности человека и под влиянием различных источников знания).Также философии присуща методологическая, или поисковая функция. Философия формирует исходные принципы (правила, подходы) познания для всего комплекса частных наук. Это, например, принципы единства и развития окружающего мира, принципы неисчерпаемости познания, принципы творческой свободы человека и многие другие. Данные подходы реализуется в различных формах познания (искусство, наука) и в практической деятельности. Функция социальной критики означает, что философия дает оценку сущего, т.е. имеющегося в обществе порядка вещей (политический строй, нравы и т.д.) с точки зрения их соответствия идеалу. Прогностическая функция проявляется в том, что философия стремится предвосхитить наступление грядущего, заглянуть в будущее. Философии присуща также и идеологическая функция, которая означает участие философии в работе идеологии как системы взглядов, ценностей и идеалов, той или иной социальной группы, функция отражения культуры предполагает, что философия является стержнем «душой» духовной жизни общества. Аксиологическая функция означает, что философия формирует ценностные предоставления и ориентиры человека. Кроме названных выше, философия выполняет также и интеллектуальную функцию. Поскольку философия является синтезом совокупного знания человечества, то ее изучения (особенно это относится к истории философской мысли), есть прямой путь к развитию у человека способности к теоретическому мышлению. Через философию передаются познавательный опыт и образы (формы, способы) мышления от поколения к поколению.Культура. Понятие «культура» получило распространение в Европе, начиная с эпохи Просвещения (18 век). Для определения линий взаимосвязи философии и культуры (материальной и духовной, национальной и общечеловеческой) важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исторически (генетически) - детище человека, различных видов его деятельности в личностных, групповых и общественных рамках. Это объективная реальность, в которой воплощены способы и результаты деятельности людей – подлинных творцов культуры. Культура в концентрированном виде воплощает в себе итог развития человека, его материальной (производственно- экономической) и идеальной (духовной) деятельности. Он итожится двояко: результатом и выступает видимое и осязаемое внешнее богатство, получающее в рыночном хозяйстве форму растущего количества разнообразных товаров, услуг и информации, и не зримое, скрытое, но особой ценности внутреннее богатство человеческой личности. Философия в системе культуры выполняет социокультурную роль, значение которой – быть особого рода формой познания, которое интегрировало в ткань духовной жизни и культуры человека и общества. Философия призвана выражать и удовлетворять специфические, духовные устремления мыслящего человека – к неохватности мироздания, поиску рациональных ответов на коренные мировоззренческие вопросы.Наука. Философия и Наука – две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для Философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п. Но изучение это происходит по сравнению с изучением этого же философией хотя и однобоко, но более тщательно. Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности. Науки нет без философии, а философии - без науки. Наука и философия – не одно и тоже, хотя у них и немало общего. Общее между философией и наукой заключатся в том, что они: 1. Стремятся к выработке рационального знания;2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений;3.Выстраивают категориальный аппарат (свой язык) и стремятся к построению целостных систем. Разное, что:1. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их другие философы. Наука же в конечном счёте – плод коллективного труда;2. В философии (в отличие от конкретных наук) нет единого языка и единой системы. Плюрализм взглядов здесь – норма. В науке же – монизм, т.е. единство взглядов, как минимум, на основные принципы, законы, язык;3. Философские знания не проверяемы экспериментально (иначе они становятся научными);4. Философия не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать достоверные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе определённой системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или моделировать, как доступно ученному.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»


по дисциплине «Философия»

на тему «Философия в системе культуры»


Выполнила студентка

К.К. Крылова


Москва - 2013


Введение

1 Феномен культуры

1 Значение культуры в решении основного вопроса философии

2 Философия в современной культуре

Заключение

Список литературы


Введение


«Каждый человек в душе философ» - это почти риторическое утверждение все же имеет в себе глубокий смысл. Поскольку представлять или мыслить о вещах, которые находятся вне границ непосредственного восприятия, за явлениями окружающего мира, является неоспоримым свойством человеческой природы, не зависимой от его воли. Однако этот процесс размышления о мире, его явления, основания бытия вещей может быть не только спонтанным, но и управляемым. И если спонтанность здесь, хаотичность является основанием бытового философствования. Бессознательное или осознанное мышление об основаниях бытия вещей, явлений в их целостности, которые опираются на ограниченный жизненный опыт, собственный или опыт других людей, то управляемое размышление, попытка познать мир и место человека в нем, взаимоотношения между человеком и миром - прерогатива собственно философии как науки. Главная задача, которой - сделать попытку вступить в поле мышления, понять объективные и субъективно - человеческие основания и внутреннюю необходимость произведенных в истории форм и направлений философствования.

Однако, как и в индивидуальной жизни каждого, отдельно взятого человека процесс становления мировоззренческих идеалов и поиски путей их достижения сложный и противоречивый, так и в общем историко-эволюционном развитии человечества прослеживаются самые разнообразные тенденции развития философской мысли. Поэтому философию нельзя изучать, акцентируя внимание только на содержании той или иной философской концепции. Ведь концепции - это еще не философия, о чем было известно уже Платону, они - продукт философии, которая, в свою очередь, является активностью, деятельностью для создания этого продукта. Именно эту деятельность, активность и нужно осваивать.

Итак, философия учит в духовно - деятельный способ познавать мир во всей его многогранности и целостности, а также соотношение человека и мира. Сравнив такой вывод с одним из определений культуры, с философской точки зрения, а именно: «...культура есть особый, деятельный способ освоения человеком мира, включая как внешний мир, природу и общество, так и внутренний мир самого человека в смысле формирования и развития ее» не возможно не заметить тесную связь между понятиями философии и культуры.

Сложное и уникальное явление культуры сосредоточило на себе внимание многих ученых. Отечественная и европейская наука достигла значительных успехов в изучении истории и теории культуры конкретных эпох, регионов, специфики ее структурных элементов, методологии исследования культуры как социальной памяти человечества. И, к сожалению, нет концептуального единства в подходах к целостному процессу развития человечества. Поэтому в современных культурологических исследованиях прослеживается тенденция органического сочетания изучения определенных исторических процессов с выяснением и выявлением общих процессов движения культуры, имея целью создать ее как сложную, динамичную систему, с присущей ей диалектикой прогресса и регресса. Важно не только выяснить, что собой представляет культура, но и какое значение она имеет для человечества, каким образом человек должен организовать свою социокультурную жизнедеятельность, чтобы создать мир Гармонии и Красоты.

культура философия личность


1.1 Феномен культуры


«Культура» (лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создании ими материальных и духовных ценностей.

Понятие «культура» употребляется для характеристики исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком значении - сфера духовной жизни людей.

Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, результаты, нормы морали и права и др.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, способы и формы общения людей). Такое понятия «культура» и глубина содержания вызвали множество научных определений. Широта охватываемых культурой явлений влияет на закрепление за этим понятием многих смысловых оттенков, что в свою очередь способствует вариативному его толкованию, пониманию и использованию различными дисциплинами.

Философско-антропологическая направленность в определениях понятие культуры не случайна. Ведь собственно человек является субъектом и носителем культуры. Существование культуры возможно только в человеческом обществе и служит потребностям человека. Яркой иллюстрацией этого является «поэтическая» версия культуры Николая Рериха, по которой культура рассматривается «как любовь к человеку, как синтез действенного блага, очаг просвещения и красоты».

Связь человека и культуры не может быть безосновательной. Основой этой связи является природа, в широком понимании этого слова. Следовательно, для изучения феномена культуры в его существенных и исторических проявлениях следует выяснить соотношение природного и культурного в сфере человеческой жизнедеятельности.

Понятие «природа» - одно из самых широких. Прежде всего, природа занимает все то, что возникло и существует по себе, независимо от воли и желания человека. Как результат обобщения, понятие «природа» охватывает все сущее, весь мир в многообразии его форм, и близкий к понятию материи, универсума, Вселенной. Но это определение более свойственно природе как материальной действительности в ее бытии без человека. Действительность, где появляется человек как природный, но вместе с тем и социально-культурный фактор, характеризуется понятием «природа», которое подразумевает всю совокупность естественных условий существования человека. И уже как такая «природа» фиксирует определенную черту жизнедеятельности человека, отличие внешних объективных обстоятельств человеческого бытия от внутренних особенностей самой человеческой жизнедеятельности.

Понятие «культура», как уже упоминалось, латинского происхождения и первоначально употреблялось для определения процесса обработки почвы.

Даже в этом узком смысле подчеркивается наличие изменений в природном объекте, в зависимости от действий человека в отличие от изменений под действием естественных причин. Понятие «культура» в этом смысле занимает все то, обработанное, преобразованное человеком (обществом), что несет в себе человеческое начало.

Следовательно, такой анализ понятий «природа» и «культура» показывает их различие: под культурой следует понимать то, что создано человеком, то есть - искусственное; под естественной - все натуральное, что существует, по не зависящим от человека законам мироздания.

В то же время культура является средством сочетания человека с природой. И чем гармоничнее взаимодействие человека и природы, тем качественнее ее жизнь с точки зрения культурного развития.

Феномен культуры свидетельствует, что в самых общих чертах культура представляет собой материальный и духовный прогресс, как индивидов, так и общества. Универсальное (общечеловеческое) и личностно-индивидуальное сочетаются в культуре, которая охватывает все сферы жизнедеятельности человека, находясь в диалектической взаимосвязи с ними.



Философские категории характеризуются сочетанием в себе универсальности и мировоззренческой значимости. Универсальность заключается в отражении таких свойств, которые определяют сущность отношений человека и мира, мировоззренческое значение - философские категории пользуются осмыслению и формулировке решения основного вопроса мировоззрения (отношений между человеком и миром).

Многозначимость понятий «культура», на первый взгляд, препятствует ее определению как философской категории. Но, попробовав целостно рассмотреть феномен культуры с философской точки зрения можно несколько обобщить определение культуры.

Если рассматривать культуру не просто приложением к жизни расходящихся явлений, а как систему, органическое целое, подобно учение Эрнеста Кассиера, по которым язык, миф, наука и искусство являются специфическими «символическими формами»; философия культуры тождественна философии символических форм, культуроведение же толкует эти символы, по которым ширина понимание понятия «культура» несколько сузится.

Интересной является культурологическая концепция Макса Вебера, где понятие культуры рассматривается как ценностное; исторический процесс представлен как надстройка типов культур, имеющих свою собственную сущность, формы, ритм развития.

Макс Шелер рассматривал культуру как сферу идеальных (формируются искусством, религией, философией) и реальных, материальных (экономика, государство, семья) потребностей, которые содержатся в структуре духа человека.

Как видим, понятие культуры тесно связано с сущностью человека, человеческой деятельностью. Более того, культура без человека просто не возможна. Несмотря на разноаспектность определения культуры с философской точки зрения (природосоответствие, духовность, материальность, универсальность, индивидуальность, социальность, историчность) можно выделить объединяющую их особенность. Через перечисленные аспекты культура освещается как выражение сущности человека в отношении ее к окружающему миру.

Таким образом, культура является миром человека, в котором окружающая действительность очеловечивается, чтобы быть понятнее, а внутренний мир человека трансформируется в природу.

Как философская категория «культура» является универсальной по той причине, что в понятии культуры как деятельной сферы отношений человека и мира отражается содержание основного вопроса философии, а также через культуру человек имеет возможность осмыслить и решить его.

Глава 2. Философия в системе культуры


2.1 Значение культуры в решении основного вопроса философии


Изучая такие далекие от повседневно-практической жизни вещи, философия на первый взгляд, кажется не нужной в повседневной жизни. Ведь, в основном, бытует мнение, что для обеспечения условий нормальной жизни нужно, прежде всего, удовлетворение базовых потребностей в пище, жилище, безопасности, общении и т.д. Однако, кроме базовых потребностей, человек имеет и ряд других - потребности в самоутверждении, творчества, в реализации своего потенциала.

Осмысление «высших» потребностей философией, не означает, что изучив их, с философской точки зрения, человек обязательного станет творческой личностью, самореализуется и т.д. Философия только помогает этому. Будучи основой мировоззрения, она определяет мировоззрение человека, влияет на формирование мировоззренческих идеалов и пути их становления и претворения в реальную жизнь.

Американские философы М. Веласкес и В. Берри вслед за психотерапевтом К. Роджерсом рассматривают мировоззренческий идеал, как идеал полнофункциональной личности. Переосмыслив некоторые из их взглядов, можно конкретизировать содержание этого идеала.

Одной из основных характеристик полнофункционального лица как такого, что способно к самоосуществлению, является способность к самостоятельному мышлению. Этот признак предполагает способность личности самостоятельно формировать собственные отношения и убеждения. Такой человек является свободной от жестких мировоззренческих и поведенческо-личностных зависимостей. Другой характеристикой является глубокое самосознание. Содержание ее тесно связано с развитием философского взгляда на мир, на себя. Полнофункциональный человек оценивает себя, свои действия, возможности. Именно философия является основанием рефлексивной переоценки «базовых интеллектуальных оснований» жизни. Только философская рефлексия способна привести к осознанию раньше не осознанных убеждений и предпочтений, сравнить их с другими возможными предпочтениями и убеждениями, выявить их ограниченность, осуществить выход за эти пределы и сформировать более адекватные основания существования.

Следующий признак - гибкость. Нестабильность, кардинальные изменения в мире человеческого бытия способны сломать только жесткие, подобные мифологическим воззрениям, мировоззренческие ориентиры человека. И человека, который способен к постоянному саморефлексованому контролю, к перестройке, которая может понимать, учитывать и оценивать влияние изменений внешнего мира, адекватно реагируя на них закономерными и гибкими изменениями собственного внутреннего естества, они не в состоянии расшатать и нарушить.

Философия с начала своего существования предлагает рассматривать мир в его перспективе, каждую вещь в зависимости от целого, создает общую картину действительности, где всегда находится место для надежды, веры, любви, которым под силу удержать человека над пропастью небытия.

Еще одна важная характеристика полнофункциональной личности заключается в способности к творчеству. Творчество проявляется не только в сфере искусства. Творческий человек не стандартно решает любые вопросы во всех сферах своей жизнедеятельности, на всех уровнях. Основой творчества является философия. Благодаря ей человек способен абстрагироваться от своих чисто субъективных переживаний, взглянуть на вещи со стороны, постичь мир во всей его целостности, выйдя из-за пределов собственной человеческой ограниченности. Такой объективный философский взгляд на мир предоставляет возможность открыть новые перспективы решения существующих проблем.

Следующей особенностью полнофункциональной личности, которую помогает сформировать усвоения философии, - это четко концептуализирована, хорошо продуманная система ценностных представлений в области морали, искусства, политики и т.д. Поскольку аксиология является отраслью философии, то это дает возможность людям сформулировать собственные ценностные ориентиры, осознать смысл их собственной жизни.

Современный американский философ и психотерапевт В. Франкл говорил, что наличие у человека системы ценностных ориентиров, которые определяют высшие потребности и стремления, смысл жизни в целом, является крайне важным.

Потеря или отсутствие смысла жизни, что определяется «высшими» потребностями, даже в условиях прекрасной карьеры и хорошей работы, материального достатка и физического здоровья, часто приводит к психическим неврозам, иногда к самоубийству.

Плохо, когда человек не находит. Душевное здоровье человека в прямой зависимости от напряжения, которое возникает в психике человека, который осознает разрыв между тем, кем она является, и тем, кем она могла бы стать. В. Франкл считает философию основой метода логотерапии, лечение смыслом.

Философия учит человека, какой идеал она может для себя создать и каким путем достичь. Культура же, будучи деятельным способом освоения мира, приспособления к нему, является особым путем к воплощению мировоззренческого идеала в жизни человека. Философия - сфера деятельности человеческого духа, уникальный язык, овладев которым человек может найти общий язык с миром, познать закономерности мироздания и собственно своего существования. Культура же, в таком сравнении, послужит своеобразным речевым аппаратом. Изучая философию, человек изучает язык мира, а через культуру она общается с ним.

Для осознания значения культуры в решении основного вопроса философии является важным опыт человечества относительно становления мировоззренческих идеалов. Осознав ошибки и достижения прошлого, как человеку, так и человечеству в целом, было бы легче определиться с ценностными ориентирами, найти пути решения актуальных проблем, стоящих перед человеком.

Следовательно, изучение культуротворческого процесса с философской точки зрения является чрезвычайно актуальным. Ведь именно в общественно-исторической памяти человечества, этой чрезвычайной казны ценностей, хранятся ответы на главные вопросы, находятся лекарства и утешение для страждущих человеческих душ, здесь можно найти путь к истинному человеческому счастью. Опять же, высказанное мнение не следует понимать как то, что, освоив точно философию и культурологию в философском аспекте, можно получить готовый ответ на вопрос, что является смыслом жизни, что есть Истина. Конечно, нет. Ведь, как уже неоднократно отмечалось, философия не дает готовых ответов, а только учит их находить, соответственно же и культура является отражением попыток поиска мировоззренческих ориентиров, попыток приближения к Истине.

В культуре «высшие» чувства, мировоззренческие идеалы отдельных людей становятся идеалами человечества в целом. Сохраняясь в формах исторических типов культуры, они становятся достоянием опыта человечества, которые должны использоваться будущими поколениями для создания мира Гармонии и Красоты, служить построению такого общества, в котором человек чувствовал бы себя счастливым в философском смысле этого слова.

2.2 Философия в современной культуре


Философия сегодня чаще проявляет прямой практический смысл. Цивилизация вступает в переломный момент. Старые формы культуры требуют изменения. Необходимы новые способы понимания мира и человека в новой системе ценностей. На многие вопросы, которые возникли сегодня, человечество пока не может дать ответа. В наше время можно говорить о кризисе цивилизации и человека. Выход из этого кризиса невозможен без участия философии (как и всегда в прошлом, философия приобретала особое значение именно в переломные моменты развития культуры). Иногда говорят, что наше время «лишилось каких-либо утопий». На самом деле человек всегда будет стремиться к совершенствованию, улучшению того, что есть, к проектированию будущего и формулировке идеалов. Идеи межкультурного диалога или совершенствования человеческой телесности, которые сегодня обсуждаются, между прочим, и являются такими идеалами (можно даже сказать, современными утопиями).

Другой вопрос, насколько они хороши. Но в любом случае понятно, что и их формулировки, и выявление условий их возможности и желательности невозможны без участия философии. Сегодня в философии остро встала задача не только выявить основания различных форм деятельности и формулирование способов их возможных изменений, но и сохранить и спасти те ценности, без которых, ни человек, ни культура невозможны (ценности свободы, лица, рациональности). В современном потоке разнообразных изменений возникла угроза существованию самого человека.

Философия сегодня более специализируется. Современный философ не может быть хорошим знатоком и логики, и этики, и политической философии, как бывало в прошлом. Он не может строить всеобъемлющих систем, как это делали Аристотель или Г. Гегель. Он осознает, что его построения не могут претендовать на абсолютность, ибо связаны с осмыслением конкретной культурной ситуации, которая быстро меняется, сегодня быстрее, чем раньше. Философ хорошо понимает, что предложенные им концепции имеют гипотетический характер и даже если они будут приняты и повлияют на те, или иные формы деятельности, в будущем, наверное, будут скорректированы и трансформированы. Сегодня философ не может занимать позиции постороннего наблюдателя, который извне только рефлектирует над основаниями разных типов деятельности.

Ибо теперь ясно, что философская рефлексия вовлекается в деятельность, меняет ее и при этом сама меняется. Философ осознает себя активным участником процесса культуротворчества в его различных формах, участником внутрикультурной и межкультурной коммуникации. Философия больше не может претендовать на поиск «вечных истин», зато умножается ее постоянное развитие вместе с непрерывным обновлением человека и культуры. Поэтому «конец философии» невозможен в двух смыслах: и потому, что ни одна философская концепция не может сегодня дать окончательного решения философских проблем, и потому, что потребность в философском осмыслении различных форм культурной деятельности не только не исчезла, а стала острее, чем раньше.


Заключение


Значение философии в жизни человека, конечно, бесспорно. Ее изучение помогает систематизировать личный опыт, формирует упорядоченную систему знаний о мире, систему ценностей, ориентиров. Это помогает человеку чувствовать себя свободным, независимым от внешних влияний на его жизнь, поскольку, зная законы мироздания, он может к ним приспособиться. Знакомясь с историей философской мысли человек, узнает о разных точках зрения, что способствует развитию открытости, толерантности, человечности. И кроме личностной, философия имеет еще и общую значимость и выполняет ряд важных функций. Среди них выделяется мировоззренческая, методологическая, познавательная, и др. Здесь следует принять во внимание то, что функции философии имеют смысл лишь тогда, когда философия выступает элементом более широкой социально-культурной системы, вызванной к жизни этой системой, и способствует целостности и в то же время развития.

Ведь философия коренится в социально-культурной системе, является основанием для её существования. Философия помогает человеку узнать о мире, и возможности сосуществования его с человечеством, но только на теоретическом уровне. Осуществить это практически человек может через социокультурную систему.

Для человека имеет решающее значение не сам предмет культуры (форма и буквальный смысл), а его идейное содержание. При этом ценность идеи, воплощенная в той или иной объективной форме культуры, определяется тем, насколько она (идея) воплощает в себе благо для человека. Сам собой предмет культуры не имеет никакой ценности, если не является воплощением высоких чувств. В конце концов, совершенные образцы культуры являются таковыми не благодаря своей «мертвой объективной форме», а идейному содержанию, что нашел там воплощения. Ведь стимул жизни следует искать не в предметах материальной и духовной культуры, а в информации, которую они в себе несут.

Таким образом, через предметы культуры осуществляется диалог между людьми разных исторических эпох и различных культур. Диалог, в процессе которого человечество вот уже на протяжении тысячелетий пытается выяснить актуальный для себя вопрос - в чем же заключается смысл жизни, которым является истинное предназначение человека.

Взаимосвязь философии и культуры существует не только в смысле философии как формирующей образы идеального бытия, мировоззренческих ориентиров на пути к Истине, но и культуры, в свою очередь, как средства воплощения их (мировоззренческих ориентиров) в реальную жизнь человека в формах общественно-исторических типов культуры. Ведь существование философии вне культуры не имеет смысла и вообще не возможно. Философия - это активность, деятельность человеческой мысли, а человеческая деятельность является сферой культуры.

Следовательно, и философия, и культура являются полем деятельности человеческого духа. И философия, и культура в их диалектической взаимосвязи служат человеку, помогают познать мир и приспособить его к своим потребностям. Приспосабливая мир, человек и сам подстраивается к его явлениям, законам мироздания. Вооружившись философскими знаниями, обобщив позитивный социокультурный опыт, человек все же имеет возможность устроить свою жизнь так, чтобы быть счастливым.


Список использованной литературы:


1. Алексеев П.В. Философия: учеб. / П.В. Алексеев, П.В. Панин, А.В. Панин. - 3-е изд., Проспект, 2008. - 348 с.

История и философия науки: учеб. пособие для аспирантов / под ред. А.С. Мамзина. - СПб.: Питер, 2010. - 261 с.

История мировой культуры: Учеб. пособие / Руководитель авт. коллектива Л.Т. Левчук. - Киев: Лыбидь, 2009. - 368 с.

Кармин А.С. Философия: учеб. для вузов / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. - СПб.: Питер, 2009. - 457 с.

Кохановский В.П. Основы философии науки: учеб. пособие для аспирантов / В.П. Кохановский и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 269 с.

Философия: учеб. пособие для высших учебных заведений / отв. редактор В.П. Кохановский. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 368 с.

Философия: учеб. / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной., 2009. - 362 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.